РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
При подготовке к уроку:
1. Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.
2. Изучите материал этого раздела.
3. Проанализируйте учебный материал.
4. Сформулируйте цель и задачи урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в
результате урока.
5. Представьте коллектив данного класса, отдельных учащихся, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.
6. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
7. Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия
на уроке.
8. Продумайте структуру урока, его ход.
9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
10. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
11. Проверьте себя:
а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
б) какое умение формируется на данном уроке;
в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
При проведении урока:
12. Приходите в кабинет раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных учащихся.
13. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Ее можно приготовить на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
14. Начните урок энергично. Не задавайте вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполненное задание – обычное дело. Необходимо вести урок так, чтобы каждый учащийся с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
15. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
16. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
17. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания учащемуся, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
18. Объективно оценивайте знания учащихся.
19. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учащихся, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
20. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
21. Удерживайтесь от излишних замечаний.
22. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим учащимся. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
23. Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
24. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен решаться в пользу детей.
25. Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».