Шилько Ирина Викторовна,
учитель математики
ГУО «Средняя школа №2 г. Могилева»
МАСТЕР-КЛАСС «ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В НЕИГРОВОЙ КОНТЕКСТ: «MATHS-MOGILEV»»
Актуальность
Геймификация (внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь) - один из трендов современного образования. Внедрение игровых форм в учебу позволяет учащимся не просто поглощать информацию, а ещё и делать это в удобной для них форме. Смещает акцент с пассивного на активное обучение; усиливает внутреннюю мотивацию учащихся к обучению; помогает эффективнее усваивать знания; делает обучение весёлым, а не стрессовым, что повышает успеваемость; увеличивает концентрацию внимания
Цель: развитие самообразовательной компетентности педагогических работников путём внедрения игровых форм в образовательный процесс.
Задачи:
Участники: учителя, учащиеся 9 класса.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, сигнальные звонки (2 шт.), закладки с изображениями животных и машин, пирамидки с изображениями животных (1 шт.) и машин (1 шт.), призы для участников.
Правила для участников:
Работа в группах
Этап подготовки мероприятия:
Совместный с учащимися выбор игры для мастер-класса, разработка заданий, подготовка призов участникам.
Ход мероприятия
Ориентировочно-мотивационный этап
Учащиеся встречают гостей, вручают им визитки кабинета математики «Maths-mogilev» и закладки двух видов: машины и животные. В зависимости от выбранных закладок, участники делятся на 2 команды.
Ведущий: Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в кабинете математики «Maths-mogilev».
Кабинет математики - место, где значительную часть школьной жизни проводит не только учитель, но и его ученики. Наш кабинет математики – это место, которое вдохновляет, в котором царит особая атмосфера. Это творческая мастерская для совместной работы учителя и учащихся. Здесь прокладывается путь для успешного изучения предмета математики. Это место, где в сотворчестве, сотрудничестве рождаются как решения задач, так и новые проекты, новые идеи. Вот и сегодня я не одна, а со своими учениками – девятиклассниками.
Представляю вам несколько проектов, которые вышли из стен кабинета математики.
Невозможно в век информационных технологий существовать вне них. Продолжением учебного кабинета является «Виртуальный кабинет математики». Кстати, материалы данного мастер-класса размещены на этом сайте. Совсем недавно был создан «Виртуальный методический кабинет».
Сегодня мы с ребятами хотим познакомить вас с ещё одним проектом. Это урок-игра по мотивам телепередач.
Этап актуализации субъектного опыта участников
Ведущий: нужно ли играть на уроках? Играть можно, играть нужно не только в начальных классах, не только на уроках физкультуры. Даже на таких, казалось бы, серьёзных уроках, как математика. Не каждый урок. Даже не каждую неделю. Но почему бы не провести такой урок накануне праздника или в конце четверти, например.
Где почерпнуть идеи? В программе телепередач. Переделать готовый сюжет под математику не так сложно. Кроме того, вы можете всегда привлечь на помощь учеников.
Создав один раз игру, потом вы сможете переделывать её под любой класс, под любую тему.
Этап целеполагания
Ведущий: мы не будем сегодня создавать игру, мы будем в неё играть.
Информационно-деятельностный этап
Теоретический блок
Ведущий: познакомитесь, пожалуйста, с программой передач на завтра.
Звучит фрагмент песни в исполнении А.Барыкина «Программа передач на завтра».
Ведущий знакомит участников мастер-класса с программой
1. Развлекательно-познавательная игра «Пойми меня», суть которой в организации передачи устного сообщения по цепи и выявлении искажений его исходного содержания.
2. Интеллектуально-развлекательное шоу «Где логика?», в котором возможно абсолютно все. Участникам программы предстоит выяснить, кто из них обладает логическим мышлением, а кто нет.
3. Интеллект-шоу «Умнее не придумаешь», в котором две команды вступают в схватку за право называться самой эрудированной и сообразительной.
4. Интеллектуальное шоу "Я знаю!" отыщет среди учащихся искру креатива и раскроет таланты, скрытые за грудой прочитанных учебников.
5. Интеллектуальная викторина для учащихся «Лидер 21 века» даёт возможность учащимся проявить себя, показать интеллектуальные способности
6. Капитал-шоу «Один против всех» — викторина для учащихся, в которой каждый имеет возможность заработать 10, например, за зачёт по математике
Звучит фрагмент песни в исполнении А.Барыкина «Программа передач на завтра»: «Нет, нет, нет, нет… мы хотим сегодня…».
Практический блок
Ведущий: вашему вниманию была представлена программа передач на завтра. А сегодня я предлагаю вам сыграть в игру, которую выбрали учащиеся. Итак, выбор пал на интеллектуально-развлекательное шоу «Где логика?».
В игре принимают участие 2 команды. Просим команды занять свои места.
Команда гонщиков «Формула - 1».
Капитан: учащийся 9 класса …
Девиз команды: «Не говори слишком много, ставь перед собой цель и достигай её».
Эта цитата принадлежит великому Ники Лауде – австрийскому гонщику и трехкратному чемпиону Формулы-1, который заживо горел на Нюрбургринге в 1976 году. Но он не только выжил, но и вернулся в гонки спустя всего шесть недель.
Команда передачи «В мире животных»
Капитан: учащийся 9 класса …
Девиз команды: «Смеяться, петь и танцевать!».
Цитата принадлежит бессменному ведущему передачи Николаю Дроздову. Это его секрет молодости.
Тема игры: «Функции».
1 раунд «Добить мудреца»
Ведущий: что было бы с нами, если бы на свет не появились Сартр, Конфуций… Какие статусы мы бы ставили в социальных сетях? Эти титаны мысли подарили нам много.
Ведущий читает начало цитаты, на экране появляются 3 картинки, нужно выбрать картинку, которая выражает смысл окончания.
2 раунд «Что общее?»
Ведущий: на экране появляются 3 картинки, нужно найти, что их объединяет.
3 раунд «Четвёртый элемент»
Ведущий: на экране появляются две картинки, которые представляют собой два звена цепочки подсказок. На первый взгляд, они друг с другом никак не связаны, но командам необходимо построить цепочку, предугадать, что окажется четвёртой подсказкой и назвать что объединяет четыре картинки. При затруднительной ситуации на экране показывают третью картинку. Если команды не угадывают и после этого, на экране показывают четвёртую картинку, которая даёт прямую наводку на правильный ответ. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде.
4 раунд «Назови меня»
Ведущий: вам нужно разгадать ребусы.
5 раунд «Суперблиц»
Ведущий: функции - математические портреты устойчивых закономерностей. Пословицы - отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. Вам нужно назвать графики каких пословиц и поговорок изображены на экраны. Помогут вам в этом подсказки в виде картинок.
Этап рефлексии
Ведущий награждает участников игры
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности участников мастер-класса. Участники отвечают на вопрос: так нужно ли играть на уроках? Если нужно, то зачем?
Этап последействия
Ведущий: закончить мастер-класс я хочу словами американского астронавта Нила Армстронга, первым ступившем на Луну: «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества». Это нам кажется, что мы сделали маленький шажок. Вместе мы совершаем огромный скачок! Я желаю вам останавливаться только для того, чтобы набраться сил и двигаться дальше!
Заключение
Учащиеся с удовольствием играют на уроках. Во время игры занимают активную позицию, что способствует повышению мотивации к обучению и более эффективному закреплению знаний. Наблюдается неподдельная заинтересованность, вовлеченность в процесс, в том числе и на самых «скучных» уроках. В игре активизируются внимание, понимание, восприятие, мышление. Учащиеся получают положительные эмоции от процесса обучения.
Методические рекомендации
Материалы мастер-класса могут быть использованы в работе учителей (не обязательно математики), а также студентов учреждений высшего образования педагогических специальностей
Список использованных источников
Столичное телевидение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.ctv.by/intellekt-shou-umnee-ne-pridumaesh-s-mihailom-marfinym. Дата доступа: 29.01.2024 г.