Инновационный проект: «Внедрение модели управления педагогическим самообразованием в учреждении образования»
Консультант проекта: Лаврентьева Наталья Леонидовна, магистр образования, методист высшей квалификационной категории государственного учебно-методического учреждения «Шкловский районный учебно-методический кабинет»
Руководитель проекта: Горбатенко Марина Александровна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г.Могилева»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.
Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.
Задачи:
1) создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности;
2) обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект;
3) сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры;
4) сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.
Основная идея инновационного проекта и инновационная модель
Реализация инновационного проекта предполагает непосредственную взаимосвязь с деятельностью коллектива по достижению стратегических целей учреждения образования (отражённых в планово-стратегической документации) и организацией методической работы в учреждении образования. Основная инновационная идея проекта заключается в координации этих двух важнейших аспектов жизнедеятельности учреждения образования и кардинальном улучшении их качества посредством целенаправленного использования потенциала самообразовательной деятельности педагогов, объединённых в единый кластер. Тем самым при технологичном взаимодействии педагогов-субъектов самообразовательной деятельности предполагается повышение их самообразовательной компетентности и, соответственно, качество предоставляемых образовательных услуг.
С целью преодоления выявленных и указанных в обосновании инновационного проекта противоречий и реализации его основной идеи разработана модель организации самообразования педагогов в учреждении образования и технология её реализации. Реализация модели предполагает использование различных удобных для конкретного педагогического сообщества коллективных и индивидуальных форм и методов методической работы при обязательной поддержке со стороны руководства в его триединстве (лидера учреждения образования в лице его директора, официального методического лидера в лице заместителя директора и руководителей методических формирований как неофициальных методических лидеров). Компоненты самообразовательной деятельности находят своё отражение в схеме соответствующих педагогических действий, для комплекса которых характерно ежегодное циклическое повторение (во временном соответствии с учебным или календарным годом). Завершение каждого цикла предполагает определение коллективом перспектив своей дальнейшей деятельности, начало цикла – выход на новый виток развития.
Описание этапов реализации инновационного проекта
Iэтап – мотивационно-концептуальный (март – август 2021 г.)
Основная задача: создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности.
II этап – организационно-обучающий (сентябрь- октябрь 2021 г.)
Основная задача: обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект.
III этап - (октябрь 2021 г.- март 2024 г. )
Основная задача: сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры.
IV этап – распространение эффективного опыта педагогического самообразования и итоговая рефлексия (май 2024 г. – декабрь 2024 г.)
Основная задача: сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.
Прогнозируемый основной результат реализации проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогических кадров/