Никифорова Александра Михайловна,
педагог-психолог,
государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г.Могилева»
«Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов,
должны стать достоянием коллег по работе.
Тогда лучшее в опыте одного может принести
десятикратную помощь»
Т.А.Ткаченко
Мастер-класс «Нейробика или Умные движения»
Цель: создание условий для формирования у педагогов системы знаний и навыков при работе с приемами нейрогимнастики.
Задачи:
Участники: педагоги
Оборудование: теоретический материал, мультиборд, слайдовое сопровождение, раздаточный материал, простые карандаши.
Ход мероприятия:
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога. Вхождение в тему.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений. Левое полушарие головного мозга – математическое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации. Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Наш мозг можно натренировать, научить лучше и эффективнее работать. Работа мозга – это слаженная работа нейронных сетей и цепей. Чем больше мы учим и питаем наш мозг, тем шире и насыщеннее становится нейронная сеть. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.
Нейрогимнастика— это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга. Нейрогимнастика — это один из методов развития функций головного мозга, разработка которого началась с 60-х годов прошлого века. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижение сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга.
Регулярное выполнение упражнений приносит пользу ребенку:
-улучшает функции долгосрочной памяти;
-обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
-повышает физическую и умственную работоспособность
-снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
-активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
-развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
-снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
-обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
-предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Статистика показывает, что только 10% населения планеты способны наравне задействовать правое (творческое) и левое (логическое) полушарие мозга. При этом отмечается, что максимальный уровень эффективности работы мозга возможен только при скоординированной работе обоих полушарий.
II этап. Практический блок
А вам интересно узнать какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю пройти 4 легких теста. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок и посмотреть большой палец, какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П. А теперь, давайте представим, что мы целимся в мишень. Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, то при правом П. Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем. А теперь нужно поаплодировать друг другу. Вы молодцы, но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то правое, если букв Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария заработали в полном объеме, предлагаю вам сделать нейрогимнастику и поиграть в нейроигры.
И первое упражнение называется «Попробуй, повтори». На экране показано видео и вам необходимо воспроизвести положение рук, которое вы видите на экране. Сначала упражнения необходимо выполнить правой рукой, затем левой и обеими руками вместе. Какой рукой было сложнее выполнять?
Следующее задание — это упражнение «Нейропризнаки». Перед вами лежит лист, на котором нарисованы картинки, красного и зеленого цвета. Ваша задача левой рукой обвести в кружок все большие красные предметы. А правой рукой все маленький, зеленые предметы зачеркнуть. Задание нужно выполнять двумя руками одновременно. Сложно ли вам было это делать?
Следующее задание — это «Полоса препятствий». Попробуем пройти несколько заданий для активизации нашего мозга. Для начала нужно повторить как можно быстрее полосу из рук, сложенных по-разному на доске. Второе задание двумя руками одновременно попробовать стучать такое количество раз, которое указано в соответствующем квадрате. И третье необходимо чередовать хлопки и менять положение рук, также на соответствующем бланке.
Упражнение «Зеркальное рисование». Зеркальное рисование способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Уважаемые коллеги, предлагаю на листе, который у вас на столе обвести предметы левой и правой рукой одновременно.
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»
Направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания. Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом: по команде необходимо сжимать руку в кулак. Затем повернуть руку в кисти и разжать кулак так, чтобы ладонь была повернута вниз. После этого еще раз повернуть верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро. Данные действия дети могут по памяти. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.
III этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов.
Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете применять в своей практике. Жест «Виват» (указательный и средний палец руки направлены вверх), если вы уже используете продемонстрированные методы. Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днем был день «сегодня», самым большим даром – любовь, а самым большим богатством-здоровье!