Алгоритм проектирования урока как образовательной системы по Н.И.Запрудскому
- Выберите и запишите тему урока и класс
_____________________________________________________________________________
2.Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы приступаете
(ученики, опорные знания умения, учебно-метод. обеспеч., программные требования, помещение, место в расписании и др.) _________________________________________________________________________
3. Напишите, какие нормативные и методические требования
нужно учесть при проектировании и проведении занятия
_______________________ ____________________________________________________________________________
4. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков
Запишите________________________________________________________
5. Запишите, как вы создадите среду, благоприятную для учения учащихся?
_____________________________________________________________________________
6. Определите обучающую цель, которую, пожалуйста, сформулируйте одним из предложенных ниже способов:
1. Обучающая цель урока: планируется, что учащиеся будут знать…, будут уметь…
2. Обучающая цель: учащиеся смогут….
3. Обучающая цель урока: учащиеся будут владеть способом….
Запишите обучающую цель урока:
______________________________________________________________________________________________________________________
7. Запишите цель на языке учащихся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Запишите содержание выходного контроля:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Установите задачи личностного развития учащихся
и спланируйте ситуации развивающего типа
|
Клише
|
Чему?
|
Ситуация, средство, с помощью которого будет решаться эта задача
|
|
Содействовать…
|
|
|
|
Способствовать…
|
|
|
|
Создать условия для…
|
|
|
10. Определите и запишите ключевой вопрос для данного урока
_______________________________________________________________________________________________________________________
11. Опишите этапы урока
Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя, а также содержание, формы и методы работы учителя и учащихся, средства обучения. Не забудьте думать, что будут делать ученики, когда вы будете кого-то спрашивать, объяснять материал, показывать слайды презентации, когда ученик будет работать у доски и т.п. Продумайте и запишите, каким образом вы будете осуществлять на этапах обратную связь. Какие для этого вы будете использовать критерии?
Этап 1. __________________________________________________________________________________________________________________
Этап 2.___________________________________________________________________________________________________________________
Этап 3____________________________________________________________________________________________________________________
Этап 4____________________________________________________________________________________________________________________
12. Примите решение о домашнем задании, определите и запишите критерии его выполнения
13. Оцените разработанный урок (факультативное занятие) через призму признаков его эффективности
|
№
|
Характеристики проекта урока
|
Да
|
Нет
|
|
1.
|
Осуществлена ли диагностика предстоящего урока
|
|
|
|
2.
|
Взаимообусловлены ли все компоненты урока
|
|
|
|
3.
|
Диагностично ли сформулирована обучающая цель
|
|
|
|
4.
|
Представлена ли цель на языке учащихся
|
|
|
|
5.
|
Исходят ли сформулированные задачи воспитания и развития учащихся из противоречия между идеальным представлением об ученике и реальными проблемами в воспитании и развитии учащихся
|
|
|
|
6.
|
Ориентирован ли урок на гармоничное развитие учащихся
|
|
|
|
7.
|
Опирается ли дидактическая конструкция урока на обоснованные педагогикой принципы
|
|
|
|
8.
|
Предполагается ли опора на достигнутый учащимися уровень обученности и их субъектный опыт?
|
|
|
|
9.
|
Программируется ли посильная и напряженная работа всех учащихся на уроке?
|
|
|
|
10.
|
Рационально ли отобраны дидактические средства?
|
|
|
|
11.
|
Предполгается ли дифференцированный подход к учащимся?
|
|
|
|
12.
|
Будет ли на уроке сотрудничество, партнерство учителя и учащихся?
|
|
|
|
13.
|
Предполагается ли обратная связь: обращение к цели по ходу урока; выходной контроль; обсуждение того, найден ли ответ на ключевой вопрос и т.п.?
|
|
|
|
14.
|
Будет ли эффективно использоваться каждая минута урока?
|
|
|
|
15.
|
Предложены ли учащимся критерии выполнения домашнего задания
|
|
|
По результатам оценки, если необходимо, внесите в проект соответствующие коррективы.