Конструктор урока

 

 

Требования к современному учебному занятию

 

Современный учебное занятие в образовательном учреждении - это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование - это собственно и есть развитие человека. 

Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность (а не имитация последней), где функция п учителя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения детей, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества. Общие педагогические требования состоят в следующем:

  1. Четкое и однозначное определение целей и задач каждого учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучаемых.
  2. Оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.
  3. Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия).
  4. Внедрение новейших педагогических технологий;
  5. Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.
  6. Творческий подход к формированию структуры учебного занятия.
  7. Сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучаемых.
  8. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.
  9. Связь с жизнью и личным опытом обучаемых.
  10. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации учебного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

План учебного занятия (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый учителем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания программы учебной дисциплины. Учитель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

Особых требований к составлению технологической карты нет, поэтому каждый учитель может использовать собственную форму оформления плана, но наличие таких компонентов плана, как тема, цели и задачи, тип занятия, оснащение, этапы, указание временных рамок, методы и средства обучения, обязательно.

 

Структура уроков основных типов

 

Урок ознакомления с новым материалом

Организационный момент.

Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Ознакомление с новым материалом.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Постановка задания на дом.

Подведение итогов урока.

Урок закрепления знаний,

умений и

практического опыта

Организационный момент.

Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.

Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.

Постановка задания на дом.

Подведение итогов урока.

Урок применения

знаний и умений

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.

Проверка домашнего задания.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Урок обобщения и

систематизац

ии знаний

 

Организационный момент.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Воспроизведение и коррекция опорных знании.

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и

выполнения практических заданий.

Усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний.

Подведение итогов урока.

Урок проверки и коррекции

знаний и умений

Организационный момент.

Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.

Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.

Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.

Подведение итогов.

 

Комбинированный урок

 

Организационный момент.

Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

Проверка домашнего задания.

Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.

Изложение нового материала.

Работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

 

 

Отличия традиционного урока от развивающего

 

 Признаки

Традиционный урок

Развивающий урок

Цели

 

 

 

 

 

 

Формирование знаний, умений, навыков.

 

 

 

 

 

Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации.

Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков.

Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью

 

 

 

 

 

 

Предметно-ориентированная позиция.

Преобладают функции: информатора и контролера.

Стиль               авторитарно-

директивный,

репрессивный, инициатива у педагога, инициатива

учащихся     не           культивируется

Ориентирован на личность учащегося.

Преобладает стимулирующая функция.

Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащихся.

 

 

 

Профессиональная установка

педагога 

 

 

Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность.

 

 

 

Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися.

 

Методы

 

 

 

 

Информационно иллюстративные,

репродуктивные

Методы активного обуче-

ния:   проблемного изложения,        проблемные, исследовательские, рефлексивные.

 

 

 

Характер организации учебной

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность строится по схеме: “знания - деятельность”.

Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт.

 

Деятельность строится по схеаме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание”.

На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания.

Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся, они принимают учебные

задачи, а следовательно

 

Формы учебных взаимодействия и

отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам. 

За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения.

Однообразие социальных и межличностных отношений.

Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 осознанно включаются в

познавательную деятельность.

 

Задания носят личностно или социально значимый смысл.

Цели и задачи разрабатываются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения          организуется как           совместная деятельность.

Учащиеся находятся в активной позиции.

Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника.

Многообразие

межгрупповых     и межличностных           отношений снижает конфликтность.

Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.

 

Контроль оценка

 и

 Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью.

Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки учителя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.

Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг.

Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату.

Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой.

 Преобладает взаимо- и самоконтроль.

Преобладает взаимо- и самооценка в группах.

Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет.

Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа.

Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений.

Эмоциональный фон контроля позитивный.

 

             

 

 

 

 

Имя *
Эл. почта *
Сообщение *