+375 33 567 38 48
пер. Коммунистический, 11
school2mogilev@lenobr.by
Тема: Тип Моллюски. Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков
Цель. Формирование у учащихся представления о жизни, строении, многообразии и значении брюхоногих моллюсков
Задачи. Дать учащимся информацию о жизни, строении, многообразии и значении брюхоногих моллюсков;
сформировать устойчивое представление об особенностях брюхоногих моллюсков и их принципиальных отличительных чертах. Совершенствовать знания учащихся об устройстве организма и общих свойствах организма моллюска, многообразии моллюсков, способах его размножения и особенностях развития. Способствовать формированию у учащихся навыков работы в группах, личностной коммуникативной компетентности.
Ожидаемые результаты.
Методы обучения. Наглядно-образные; словесные; методы контроля и самооценки, рефлексии.
Тип урока. Урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: изучение нового учебного материала.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебное пособие «Зоология 8», И.Г. Бедарик, А.Е. Бедарик, В.Н. Иванов - Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2018, раздаточный материал, натуральные объекты, мультимедийная установка, экран
Ход учебного занятия.
ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ (8 МИН)
Элемент этапа
|
Планируемый результат |
Задачи учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства обучения/ формы организации деятельности |
Организационный
|
Учащиеся готовы к быстрому включению в деловой ритм.
|
Создать благоприятную атмосферу в классе, психологически подготовить учащихся к активной работе на учебном занятии.
|
Приветствие, организует внимание учащихся, психологически настраивает на взаимодействие. |
Организуются, настраиваются на работу.
|
Слайды презентации/ фронтальная
|
Мотивация
|
Психологическая и познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие у них мотивации. |
Обеспечить ориентацию учащихся на виды и формы предстоящей деятельности.
|
Используя видеоролик Предлагает настроиться на работу с помощью динамического изображения. |
Отвечают на вопросы учителя |
Анимация/ фронтальная.
|
Актуализация знаний
|
Актуализированы опорные знаний учащихся и они готовы к работе на основном этапе урока. |
Организовать определение учащимися уровня своей компетентности в рамках изучаемой темы. Актуализировать субъектный опыт учащихся и обеспечить условия для осознания личностной значимости изучения материала темы |
Задает вопросы, при обсуждении и ответе на которые, учащиеся вспоминают основные характеристики Типа Кольчатые черви |
Отвечают на вопросы учителя, заполняют схему, представленную на слайде |
Слайды презентации/ фронтальная.
|
Совместное целеполагание
|
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи учебного занятия.
|
Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению цели и задач учебного занятия. |
Создает условия для успешного определения учащихся цели и задач учебного занятия.
|
Определяют тему урока, выдвигают цель и задачи урока. Подтверждают практическую значимость знаний о Моллюсках. |
Видеофрагмент «Многообразие Брюхоногих моллюсков», слайд Вопросы/ индивидуальная, фронтальная
|
ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (27 МИНУТ)
Элемент этапа
|
Планируемый результат |
Задачи учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства обучения/ формы организации деятельности |
Усвоение новых знаний.
|
Учащиеся готовы к усвоению основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся высокая.
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, использование при изложении нового материала субъектного опыта учащихся. Создать условия для успешного усвоения учащимися знаний в форме деятельности, развитие способов мыслительной деятельности |
Предлагает группам выполнить творческое задание: проанализировать реально возможную ситуацию. Организует работу по оказанию помощи группам, предоставляет дополнительный материал для успешного выполнения заданий в группах.
|
Учащиеся получают однотипные задания разного содержания, (см. Приложение 1) изучают конкретно поставленный вопрос, анализируют предложенные творческие задания, оформляют, строят речевые высказывания и демонстрируют результат группы у доски. Заполняют сравнительные таблицы Типа Кольчатые черви и Типа Моллюски в ходе презентации других групп. |
Раздаточный материал, дополнительная информация, натуральные объекты, слайды презентации / групповая; анализ, выявление причинно- следственных связей;
|
Корректировка знаний, первичная проверка понимания изученного
|
Учащиеся осознают собственный уровень усвоения ими результатов выполненных заданий |
Скорректировать понимание учащимися содержания урока. |
Корректирует результаты групповой работы, подводит итог выполненных заданий. |
Осуществляют предварительный самоконтроль и выявляют ошибки в сравнительной таблице. |
Слайд/ фронтальная |
Усвоение новых знаний.
|
Учащиеся активно работаю в рамках усвоения новой темы
|
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала по многообразию брюхоногих моллюсков, использование при изложении нового материала субъектного опыта учащихся. Создать условия для успешного усвоения учащимися знаний в форме деятельности, развитие способов мыслительной деятельности. |
Предлагает прослушать опережающее обучение одноклассника и просмотреть видеофрагмент , по которому дает задание составить вопросы. |
Слушают дополнительный материал по многообразию брюхоногих моллюсков и смотрят видеофрагмент и формулируют вопросы по данной теме |
Слайд, видеофрагмент, рисунки учащихся, фотографии с изображениями брюхоногих моллюсков; опережающее обучение/ индивидуальная, парная с использованием интерактивной технологии «перекрестный диалог» |
Обобщение и систематиза-ция знаний
|
В результате активной деятельности учащиеся выявляют отличительные черты и сходства Брюхоногих моллюсков на примере прудовика обыкновенного и Типа Кольчатые черви. Осознанно применяют когнитивные знания.
|
Обеспечить условия для повышения уровня осмысления изученного учебного материала, скорректировать знания, умения, навыки учащихся содержания урока.
|
Организует деятельность по определению особенностей организации класса Брюхоногие моллюски, предлагает сравнить полученные результаты своей работы с имеющимися маркерами.
|
Сравнивают свои результаты с результатами, представленными в таблице, исправляют (по необходимости) ошибки, (см. приложение 2), Систематизируют полученные знания. Осмысливают личностную значимость полученных знаний.
|
Слайды, презентации/ Групповая, фронтальная |
ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ И РЕФЛЕКСИВНЫЙ (10 МИНУТ)
Элемент этапа
|
Планируемый результат |
Задачи учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства обучения/ формы организации деятельности |
Контроль, само- контроль коррекция знаний
|
Учащиеся успешно выполняют ряд тестовых заданий, уверенно продвигаются к новому уровню усвоения знаний, исправляют допущенные ошибки, предъявляют успешные результаты, адекватно осознают собственный уровень усвоения и результативность выполнения ими заданий. |
Осуществить контроль и коррекцию, организовать самоконтроль и самооценку учащимися. |
Предлагает тестовые задания (выходной контроль), контролирует и корректирует результаты теста, организует самоконтроль и самооценку деятельности учащихся, анализирует степень усвоения темы и выполнение когнитивных задач урока, корректирует выявленные пробелы в знаниях. Выставляет отметки. |
Выполняют тест (см. приложение 3) на проверку качества усвоения программного материала. Осуществляют самоконтроль и самооценку. Выявляют ошибки в выполнении задания. |
Слайд/ индивидуальная, фронтальная |
Информация о домашнем задании
|
Учащиеся верно самоопределяются с выбором домашнего задания. |
Обеспечить самоопределение на домашнее задание, понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Создает условие для мыслительного последействия, мотивирует учащихся на выполнение творческих заданий; инструктирует по вопросу выполнения домашнего задания. |
Самостоятельно осуществляют выбор содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Варианты домашнего задания/ индивидуальная |
Рефлексия
|
Учащиеся адекватно проводят самооценку работы, осознают значимость учебной деятельности. |
Создать условия для осмысления эффективности познавательной деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы сквозь метод «ключевое слово». Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния и мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Получает информацию о самооценке учащихся, организует деятельность по осмыслению учащимися уровня и успешности выполнения задач урока. Организует рефлексию, подводит итоги урока |
Реализуют метод ключевое слово (устно). Осмысливают персональную значимость полученных новых знаний, выделяют возникшие затруднения и причины их возникновения. Оценивают собственную деятельность и комфортность состояния. |
Вопросы рефлексивной беседы/ фронтальная |
|
|
|
|
|
Особенности организации Типа Кольчатые черви и Моллюски
|
Признаки |
Тип Кольчатые черви |
Тип Моллюски |
|
Среда обитания |
Наземно-воздушная, водная, почвенная |
|
|
Строение тела |
Сегментировано, двусторонняя симметрия. Параподии |
|
|
Пищеварительная система |
Передний, средний, задний отделы Железы пищевода и средней кишки. |
|
|
Дыхательная система |
Всей поверхностью тела, жабры |
|
|
Кровеносная система |
Замкнутая. |
|
|
Выделительная система |
Метанефридии |
|
|
Нервная система, органы чувств |
Узлового типа. Глаза, обонятельные ямки, органы осязания. |
|
|
Размножение и развитие |
Раздельнополые, гермафродиты. Развитие с метаморфозом и прямое |
|
Тест по теме: «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие»
|
1б
|
|
|
1б |
|
а) внутренняя полость б) кожная складка в) раковина
|
а) всей поверхностью тела б) только жабрами в) только легкими г) жабрами и легкими |
6б |
|
6б |
|
1. Крупной пищеварительной железой у моллюсков является ……………………………….. 2. Выделительная система у Брюхоногих моллюсков представлена…………………… 3. Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является……………………………. 4. Прудовики характеризуются ………………………..оплодотворением и ………………….развитием. 5. пространство между телом и мантией называется………………………… 6. Из предложенного перечня выберите моллюсков, которые относятся к Классу Брюхоногие: Слизень, кальмар, катушка, беззубка |
8б |
|
|
10б |
|