Мастер-класс

Кухтикова Диана Николаевна,

Минькова Татьяна Андреевна,

учителя ИЗО,

ГУО «Средняя школа N2 г.Могилёва»

 

Мастер-класс «Сторителлинг в образовании: от игры к творчеству»

 

Эпиграф

История не говорит людям, что конкретно надо делать в той или иной ситуации, но она помогает самостоятельно думать при выборе решения. (Аннет Симмонс, « Сторителлинг. Как использовать силу историй.»

ЦЕЛЬ: повышение профессионального умения педагогов в процессе активного общения по освоению опыта  работы с технологией сторителлинг.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинга;
  2. Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения школьников сочинению историй в педагогическом процессе;
  3. Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, развивать инициативу, желание применять на практике данные технологии.

УЧАСТНИКИ: педагоги

ОБОРУДОВАНИЕ: краткое методическое пособие, карточки с техникой сторителлинга, бумага, ножницы, клей, фломастеры для изготовления героев.

Этап подготовки мероприятия.

Изучение литературы по теме мастер– класса, составление методического пособия, карточек с описанием техники сторителлинг и последовательности составления заданий, изготовление шаблонов.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ориентировочно-мотивационный этап

Современные дети - это уникальные создания, требующие особого подхода. Каким должен быть современный ребенок? Уверенным в себе, коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способностью мыслить творчески и нестандартно, видеть необычное в обычном –вот неотъемлемые качества современного ребенка. Как же нам педагогам развить перечисленное в детях? Для этого нужно быть современным педагогом и использовать в своей деятельности современные интерактивные формы, методы и технологии.

Этап актуализации субъектного опыта участников

Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовывает  тем, что позволяет расширить возможности преподавания учебных предметов, особенно гуманитарного направления,  развивает  и обогащает речь, воображение и коммуникативные навыки детей.

Этап целеполагания

В процессе мастер– класса мы познакомимся с понятием сторителлинг,  узнаем о техниках сторителлинга и попробуем сами создать историю на заданную тему.

 Давайте проведём небольшой эксперимент: как вам будет интересней узнать о появлении сендвича?

1 вариант

Сэндвич — это английская разновидность бутерброда. Состоит из 2-х или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом.

2 вариант

Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в криббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать графа, когда будете готовить себе сэндвич.

Информационно-деятельностный этап

В чем преимущества использования техники сторителлинг:

°Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

°Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

°Сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

°Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей и взрослых. Намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго.

°Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Теоретический блок

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им историю, сказку и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

Сторителлинг (англ. story + telling – рассказывать историю), говоря простыми словами, это умение качественно, интересно, интригующе, понятно рассказывать истории.

 В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Она может быть вплетена в программу обучения частично или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

1. Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

2. Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дети любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

 3. История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

4. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

5. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до детей историю, которая будет мотивировать их к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

6. История должна быть трансформирующейся, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

ТЕХНИКИ СТОРИТЕЛЛИНГА

              1. Жили-были (или Путь героя)

Классическая и, пожалуй, самая эффективная техника, основы которой вы прошли еще в школе. Стандартная структура повествования:

°завязка;

°развитие сюжета;

°кульминация;

°счастливый конец.

Эта техника создает очень хороший эффект погружения: ребенок переживает приключения героя вместе с ним.

2 Альтернативная история

 В ней вы противопоставляете две реальности: хорошую и плохую, желаемую и действительную, и подводите ребенка к выбору нужного вам варианта. В конце вы можете представить рецепт достижения этой лучшей реальности.

3 В омут с головой

Вы начинаете с жаркой середины истории, опуская ее завязку. Это позволяет быстро увлечь внимание ребенка. Ему захочется узнать, что привело к кульминации и чем же все-таки закончится история. Важно не раскрывать все карты до самого конца, чтобы удерживать внимание.

4. Шоковый сценарий

История начинается, как классическая, с легкой завязки, и ведёт к довольно предсказуемой концовке. Но тут случается что-то из ряда вон выходящее, переворачивающее весь сюжет. Это позволяет шокировать слушателя и тем самым увлечь его. Разбивая ожидания человека, вы создаете очень сильную эмоциональную привязку к истории.

5. Две сюжетные линии

Эта техника чем-то напоминает «Альтернативную историю» – у нее тоже есть две сюжетных линии. Однако в этом случае они поначалу никак не связаны, и уж тем более не противопоставляются друг другу. Наоборот, в кульминационной точке эти сюжетные линии сходятся, знаменуя собой появление чего-то нового.

6. Sad End

Данный формат по структуре полностью копирует классический, однако заканчивается далеко не так радужно. Напряжение в процессе повествования нарастает, и в кульминации случается некое драматическое событие. Тем не менее, концовка истории должна давать надежду или показывать определенные выводы, которые помогут избежать печального исхода.

7. Все дороги ведут в Рим

Этот формат предполагает объединение нескольких историй вокруг какой-то центральной концепции. Истории могут быть полностью независимыми или как-то пересекаться друг с другом, но они в любом случае объединены одним посылом. Вы как бы приводите множество доказательств в пользу главной идеи, в результате чего история выглядит очень убедительно.

Практический блок

 Все виды нашей педагогической деятельности направлены на совместный общий результат.

Сегодня результатом работы 3 групп станут созданные вами истории.

За основу мы возьмём классический сценарий сочинения историй – Путь героя. В помощь план, который содержит основные этапы истории:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

  Каждая группа получает название истории и определённый приём, который нужно применить.

Придуманных героев истории вы должны нарисовать на готовых шаблонах.

 По итогу, истории, сочиненные по заданной теме, необходимо проинсценировать, сыграть по ролям.

1 группа:

• история–сказка «Про вредного микроба»;

• прием-  Круги по воде:

  • Выбираем слово из 5-6 букв, например: КОЛБА
  • Придумываем рядом с каждой буквой имя микроба, которое на нее начинается,
  • Сочиняем сказку с использованием этих героев

 

2 группа:

история «Про хорошего мальчика, который превратился в Бармалея»,

• прием– Про прошлое или будущее героя:

  • Выбираем героя и его главное свойство,
  • Описываем внешний вид, место обитания и место действия,
  • Заглядываем в прошлое или будущее героя, чтобы понять причины почему он стал таким,
  • Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.

3 группа:

• история «Про девочку, которая победила страх»,

• прием– Новый объект:

  • Вспоминаем знакомую сказку,
  • Вставляем нового героя или предмет (может быть самый необычный ),
  • Придумываем сказку с новым объектом.

 Участники творческих групп разыгрывают сочиненные истории.

Этап рефлексии

Каждый день происходит масса событий – что-то нас радует, что-то  удивляет, а что-то  и огорчает. Перед вами два листочка – на один из них мы будем собирать свои радости, а на другой будем писать огорчения. Напишите на листках то, что вас обрадовало и что огорчило на этом мастер-классе. Изобразите при помощи рук весы, положите один лист на правую ладонь, другой – на левую.

 Как вы считаете, что перевешивает? Радость? Отлично. Перевешивают огорчения? Это грустно. Но ведь мы их записали на листок, они больше не в вас– на листочке. А значит они потеряли власть над вами.

 Предлагаю вам листок с накопившиеся радостями взять с собой, чтобы всегда была возможность пересмотреть его и вспомнить метод сторителлинга. А вот с листом огорчений предлагаю «расправится» прямо сейчас-  разорвите его и выбросите.

Рассказывайте истории, ведь это раскрепощает застенчивых, делает робких смелыми, молчаливых – разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

 Благодарим вас за сотрудничество. Надеемся, что данный материал оказался вам полезным, и вы будете использовать метод сторителлинга  не только в своей работе, а также попробуете его со своими близкими.

 

Имя *
Эл. почта *
Сообщение *