Схема анализа урока
дидактическая задача этапа |
содержание деятельности учителя |
условия получения положительного результата |
показатели выполнения дидактической задачи |
1 этап – организация начала урока |
|||
подготовка учащихся к работе на уроке |
приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела. раскрытие общей темы урока |
требовательность, собранность, доброжелательность учителя, отсутствие многословия, чёткость ярко выраженная направленность педагога |
кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудование к уроку |
2 этап – проверка выполнение домашнего задания |
|||
установление правильности и осознанности выполнения дом.задания всеми (или большинством) учащимися, устронение обнаруженных пробелов, проведение дальнейщего усовершенствования знаний, умений и навыков учащихся |
выявление уровня знаний уч-ся по заданному на дом заданию, определение его типичных недостатков в знаниях и причины их появления, ликвидация недостатков |
оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки, использование системы приёмов, позволяющих проверить выполнение задания всеми(или большинством уч-ся) |
проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и установление типичных недочётов в знаниях и по дом.заданию, развивающий характер проверки |
3 этап – подготовка к активной УПД на основном этапе урока |
|||
подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательской деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока; актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов |
постановка триединой дидактической цели урока, организация действий уч-ся по её принятию |
умение учителя определить и ставить триединую цель урока. владение приёмами организации уч-ся на деятельность по принятию цели |
формирование дидактической цели вместе с уч-ся, активность каждого ученика, его деятельность по принятию цели |
4 этап – усвоение новых знаний |
|||
сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности, связи, видеть главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний вырабатывать умение |
сообщение учителем нового материала(или самостоятельная работа уч-ся), восприятие учащимися этого материала, осмысление, систематизация, обобщение, осознание, конкретизация его |
опора на жизненный опыт уч-ся, индивидуальный подход по дозе помощи. организация учащихся на оперирование усвояемым содержанием |
при использовании объяснительного иллюстрационного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную УПД и качество ответов на следующем этапе |
5 этап – первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала |
|||
установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу |
проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанности усвоенных новых знаний |
использование учителем вопросов, требующих мысленной и практической активности учащихся. постоянные обращения к классу: определение пробелов в ходе проверки и успехов учащихся |
показывают ли при опросе сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усвояемых знаний, привлекался ли класс к дополнению и оценке ответов товарищей, устранялись ли выявленные проблемы или нацеливались школьники на их устранение на последующих этапах рока |
6 этап – закрепление знаний |
|||
организация деятельности учащихся при применении полученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач |
организация деятельности по восприятию, выделению существенных признаков конкретизации знаний |
включение учащихся в деятельность не только по восприятию, но и по оперированию знаниями, организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему ранее изученного |
умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений и решению задач, выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях
|
7 этап – обобщение и систематизация знаний |
|||
усвоение системы понятий по курсу межкурсовых понятий |
организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые |
умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включении части в целое |
знание учащимися не только отдельных фактов, теорий, сформированность у них целостной картины мира |
8 этап – контроль и самопроверка знаний |
|||
глубокая и всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких уч-ся; выявление недостатков и причин их появлений; стимулирование уч-ся на самообразование |
проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков, проверка сформированности общих учебных умений; установление положительных и отрицательных сторон в знаниях, рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путём самостоятельной работы ил с помощью товарищей |
постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности и действенности знаний; использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний. опора на помощь уч-ся путём рецензирования ответов и т.д. |
всесторонность проверки знаний и умений, навыков, рецензирование ответов учителем и уч-ся с указанием положительных и отрицательных недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или дальнейшего интереса к предмету
|
9 этап – подведение итогов работы |
|||
дать анализ успеваемости овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыков |
дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления |
умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности |
краткость и ёмкость анализа с учётом типичности; определение для последующей работы тех, кто затрудняется |
10 этап – информация о домашнем задании. инструктаж по его выполнению |
|||
на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать дом.задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению |
сообщить дом.задание, проинструктировать уч-ся о его выполнении |
умение дать методические советы по выполнению дом.задания |
работа по инструктированию в рамках времени урока, запись на доске параграфов, номера задач и заданий, успешность выполнения домашнего задания к следующему разу |
Схема анализа урока
дидактическая задача этапа |
содержание деятельности учителя |
условия получения положительного результата |
показатели выполнения дидактической задачи |
1 этап – организация начала урока |
|||
подготовка учащихся к работе на уроке |
приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела. раскрытие общей темы урока |
требовательность, собранность, доброжелательность учителя, отсутствие многословия, чёткость ярко выраженная направленность педагога |
кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудование к уроку |
2 этап – проверка выполнение домашнего задания |
|||
установление правильности и осознанности выполнения дом.задания всеми (или большинством) учащимися, устронение обнаруженных пробелов, проведение дальнейщего усовершенствования знаний, умений и навыков учащихся |
выявление уровня знаний уч-ся по заданному на дом заданию, определение его типичных недостатков в знаниях и причины их появления, ликвидация недостатков |
оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки, использование системы приёмов, позволяющих проверить выполнение задания всеми(или большинством уч-ся) |
проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и установление типичных недочётов в знаниях и по дом.заданию, развивающий характер проверки |
3 этап – подготовка к активной УПД на основном этапе урока |
|||
подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательской деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока; актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов |
постановка триединой дидактической цели урока, организация действий уч-ся по её принятию |
умение учителя определить и ставить триединую цель урока. владение приёмами организации уч-ся на деятельность по принятию цели |
формирование дидактической цели вместе с уч-ся, активность каждого ученика, его деятельность по принятию цели |
4 этап – усвоение новых знаний |
|||
сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности, связи, видеть главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний вырабатывать умение |
сообщение учителем нового материала(или самостоятельная работа уч-ся), восприятие учащимися этого материала, осмысление, систематизация, обобщение, осознание, конкретизация его |
опора на жизненный опыт уч-ся, индивидуальный подход по дозе помощи. организация учащихся на оперирование усвояемым содержанием |
при использовании объяснительного иллюстрационного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную УПД и качество ответов на следующем этапе |
5 этап – первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала |
|||
установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу |
проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанности усвоенных новых знаний |
использование учителем вопросов, требующих мысленной и практической активности учащихся. постоянные обращения к классу: определение пробелов в ходе проверки и успехов учащихся |
показывают ли при опросе сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усвояемых знаний, привлекался ли класс к дополнению и оценке ответов товарищей, устранялись ли выявленные проблемы или нацеливались школьники на их устранение на последующих этапах рока |
6 этап – закрепление знаний |
|||
организация деятельности учащихся при применении полученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач |
организация деятельности по восприятию, выделению существенных признаков конкретизации знаний |
включение учащихся в деятельность не только по восприятию, но и по оперированию знаниями, организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему ранее изученного |
умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений и решению задач, выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях
|
7 этап – обобщение и систематизация знаний |
|||
усвоение системы понятий по курсу межкурсовых понятий |
организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые |
умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включении части в целое |
знание учащимися не только отдельных фактов, теорий, сформированность у них целостной картины мира |
8 этап – контроль и самопроверка знаний |
|||
глубокая и всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких уч-ся; выявление недостатков и причин их появлений; стимулирование уч-ся на самообразование |
проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков, проверка сформированности общих учебных умений; установление положительных и отрицательных сторон в знаниях, рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путём самостоятельной работы ил с помощью товарищей |
постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности и действенности знаний; использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний. опора на помощь уч-ся путём рецензирования ответов и т.д. |
всесторонность проверки знаний и умений, навыков, рецензирование ответов учителем и уч-ся с указанием положительных и отрицательных недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или дальнейшего интереса к предмету
|
9 этап – подведение итогов работы |
|||
дать анализ успеваемости овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыков |
дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления |
умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности |
краткость и ёмкость анализа с учётом типичности; определение для последующей работы тех, кто затрудняется |
10 этап – информация о домашнем задании. инструктаж по его выполнению |
|||
на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать дом.задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению |
сообщить дом.задание, проинструктировать уч-ся о его выполнении |
умение дать методические советы по выполнению дом.задания |
работа по инструктированию в рамках времени урока, запись на доске параграфов, номера задач и заданий, успешность выполнения домашнего задания к следующему разу |