ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИСКУССТВО УСПЕВАТЬ ГЛАВНОЕ»
Никифорова Александра Михайловна,
педагог-психолог, ГУО «Средняя школа № 2 г.Могилева»
Проблема нехватки времени существовала всегда. Современный человек постоянно находится в состоянии многозадачности как на работе, так и в обыденной жизни. Тайм-менеджмент – это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку планировать время и экономить ресурсы.
Методическим назначением воспитательного мероприятия «Тайм-менеджмент как искусство успевать главное» является формирование у педагогов системы знаний и навыков в области организации личного и рабочего времени. Работа педагога требует максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Современным педагогам важно понимать сущность основных методик тайм-менеджмента и обоснованность их применения в профессиональной и личной жизни, а также уметь определять причины нехватки времени. Необходима совместная выработка рекомендаций, направленных на рациональное использование времени, так как отсутствие правильного подхода к организации деятельности и отдыха может привести к эмоциональному выгоранию, а при правильном подходе к укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Целевая аудитория тренингового занятия: педагоги учреждения образования, общее число участников -10-20 человек.
Тренинговое занятие для педагогов «Тайм-менеджмент как искусство успевать главное»
Форма поведения: тренинговое занятие
Время проведения: 1 час 20 минут
Цель: формирование у педагогов базовой системы знаний и навыков в области организации личного времени.
Задачи:
Участники: педагоги
Оборудование: теоретический материал, мультиборд, слайдовое сопровождение, раздаточный материал, цветные карандаши, мяч.
Предполагаемые результаты: эффективное применение знаний, умений и навыков по планированию времени и постановке целей.
Ход мероприятия
«План, что и говорить, был превосходный:
простой и ясный, лучше не придумать.
Недостаток у него был только один: было совершенно
Неизвестно, как привести его в исполнение.
Алиса в стране чудес
I. Информационный блок
Ведущий: проблема нехватки времени существовала всегда. Наибольшую актуальность она приобрела в современном мире, когда все процессы ускоряются. В ХХI в., когда резко возрос темп жизнедеятельности человека, время стало бесценным ресурсом и капиталом. Ритм, в котором живет большинство из нас, нельзя назвать спокойным и размеренным. Мы постоянно находимся в состоянии многозадачности как на работе, так и в обыденной жизни. Часто у нас возникает вопрос «За что взяться в первую очередь?». Время - основной ресурс нашей жизни, который можно расходовать или вкладывать, превращая в иные ценности.
В связи с этим применение и востребованность тайм-менеджмента вышли за пределы управления производством и бизнесом и распространились на многие другие сферы деятельности человека. Итак, что же такое тайм-менеджмент? «Time Management» - в переводе с английского означает «управление временем». Временем, понятно, управлять нельзя, и реальная задача тайм-менеджмента так упорядочить использование времени (и рабочего, и личного времени) дня и недели, чтобы успевать делать все важнейшие дела. Тайм-менеджмент - это учет и оперативное планирование времени. Ключевая идея: время – не возобновляемый ресурс. Его нужно грамотно «инвестировать».
Еще 2000 лет назад в Древнем Риме известный мыслитель Сенека предложил разделять все время на потраченное с пользой, то есть хорошее, на плохое и бесполезное.
Альберти, писатель и итальянский ученый, живший в XV веке, предложил использовать два правила: каждый день с утра составлять список дел и расставлять дела в порядке уменьшения важности.
Термин тайм-менеджмент впервые появился в 70-х годах ХХ века. Датский предприниматель Клаус Меллер утверждает, что авторство принадлежит именно ему. Этот бизнесмен в 1975 году основал компанию «Time Management International» и изобрел блокнот «Time Manager», ставший прототипом органайзера. Человек не может гнаться за временем, а тем более управлять им.
Время — это своего рода константа, на которую мы пока не в состоянии повлиять. Стоит повышать свою личную эффективность, то есть не управлять временем, а управлять собой. Научиться личному тайм-менеджменту нужно не для того, чтобы делать много-много дел, а, чтобы жизнь стала организованнее и оставалось больше времени на отдых.
Тайм-менеджмент в образовательной среде имеет ряд особенностей. Прежде всего, эти особенности связаны с разнообразием работы различного вида в течение рабочего дня. Также работа педагога требует максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям, обладать большим потенциалом эмпатии. Все это при отсутствии правильного подхода к организации деятельности и отдыха может привести к эмоциональному выгоранию.
Существует много известных техник тайм-менеджмента. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. «Метод помидора», или «Система 25 минут». Она заключается в следующем: поставьте таймер на 25 минут и в течение этого времени выполняйте работу, ни на что, не отвлекаясь. После сделайте перерыв пять минут и повторите цикл заново — продолжайте работу. Через каждые четыре цикла сделайте большой перерыв в 30 минут. Смысл метода в том, что монотонная работа разбивается на небольшие части, и после каждой вы получаете заслуженный отдых. Так легче взяться за такие задачи, и можно выполнить их лучше.
Метод «90 на 30». Заключается в том, что по этому методу на работу отводится полтора часа (90 минут), а после — полчаса на отдых. После этого цикл повторяется. Каждый полный цикл занимает два часа.
Матрица Эйзенхауэра. Ее придумал Дуайт Эйзенхауэр, 34-й президент США. Нужно записать все ваши дела, распределив их на четыре группы по важности и срочности: срочные и важные; срочные, но не важные; несрочные, но важные; несрочные и не важные.
Система Тима Ферриса заключается в том, что в основе системы лежат два правила. Первое правило — это принцип Парето, согласно которому 80% дел можно сделать за 20% времени. Второе правило — работа заполняет всё отведённое на неё время. Также это правило известно, как закон Паркинсона.
На ряду с эффективными техниками тайм-менеджмента существуют так называемые «поглотители времени». Это обстоятельства (люди, задачи, особенности внешней среды и т. п.), приводящие к неэффективной трате времени. Например: выполнение ненужных дел — дело может оказаться бесполезным не только лично для вас, но и ненужным всему окружающему миру.
Время проведения: 10 минут
II. Практический блок
1.Упражнение «Если бы часы заговорили…»
Ведущий: каждому из участников необходимо подготовиться (2-3 минут на подготовку) и произнести монолог о себе, от имени часов (наручных, висящих над изголовьем кровати, будильника – выбор – за участниками тренинга). Если бы мои часы могли говорить, то они рассказали бы:
1.Моего владельца зовут…
2. Он (она) работает… в должности…
3. Я считаю, что мой владелец распределяет своё время…
4.Я думаю, что он (она) относится ко времени…
5.Мой владелец любит меня за…
6.За день мы вместе успеваем…
7.На работу мой владелец тратит…на отдых…
8.Мой владелец считает, что время тянется еле-еле, летит очень быстро или идёт размеренно…
9.Большую часть времени мы тратим на…
10.Нам бы хотелось тратить больше времени на…
Время проведения: 15-20 минут.
2.Упражнение «Поглотители времени»
Ведущий: подумайте и отметьте все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием? Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения? Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
«Поглотители времени»:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущий: пусть вас не смущает, если есть большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Время проведения: 10-15 минут.
3.Упражнение «Колесо жизненного баланса»
Ведущий: жизненный баланс – что это такое?
Баланс в жизни возможен, если вы управляете своим настоящим и будущим, управляете своим временем. Когда вы определяете, чему уделить внимание, тогда вам просто привести свою жизнедеятельность к балансу. «Колесо жизненного баланса» – один из приемов в тайм – менеджменте. «Колесо баланса» позволяет: осознать из чего состоит ваша жизнь, понять, что в данный момент особенно важно, решить, в какой области требуются изменения для улучшения вашей жизни, определить, в чем человек испытывает дефицит, оценить реальное положение дел в различных сферах жизни, сделать первые шаги сравнить с желаемой картиной, поставить новые цели, узнать истинные потребности, повысить личную эффективность.
Это круг на листе бумаги, который разделен на 8 равных частей; каждая часть представляет определенную сферу жизни, которая является приоритетной для вас в данный момент. Необходимо цветными карандашами заполнить эти сферы по степени наполненности в вашей жизни. Оценка удовлетворённости положением дел в той или иной области по шкале от 0 до 10 баллов:
0 и 1 это наименьшая удовлетворённость текущим положением вещей, практически полное отсутствие эффективности в жизненной сфере;
2 и 3 это критические значения (ямки в нашей жизни) минимальная эффективность в жизненной сфере;
4 и 7 это средняя, нормальная наполненность, удовлетворительная эффективность – что-то уже сделано, но до идеала еще далеко;
8 и10 это приятная удовлетворённость жизнью, максимальная эффективность данной сферы жизни
10 это достижение полного удовлетворения, максимальная эффективность данной сферы в жизни человека.
Анализ полученного Колеса жизненного баланса — это простое визуальное наблюдение. Как катится Колесо? Вообще не катится? Или переваливается по принципу «в одних сферах пусто, в других густо»? Очевидно, что чем более неровное получилось колесо, тем сложнее на нем «ехать», и тем ухабистее путь.
Чем менее равномерно закрашены сектора – тем больший дисбаланс имеет место в жизни. Чем сильнее выдается какой-либо сектор, тем больше энергии и внимания он забирает у других важных жизненных сфер. И наоборот, чем больше «задавлен» какой-либо из секторов, тем большее внимание следует ему уделить. В идеале, колесо жизненного баланса должно быть равномерным и оценки должны быть высокими (8 и выше баллов), тогда можно говорить о том, что человек гармоничен, и что в его жизни все хорошо. А пока, если колесо неидеально, нужно исправлять ситуацию.
Время проведения: 10-15 минут.
4.Упражнение-разминка «Успеть за 60 секунд»
Ведущий: а сейчас самое время немного размяться. Все участники тренинга встают в круг. Один из участников получает мяч. Задача следующая: у команды есть 60 секунд (30 секунд, если участников меньше 15). За это время мяч должен побывать в руках каждого по одному разу. Также, мяч не может быть передан соседнему игроку. Если к одному и тому же человеку мяч попадает дважды – это нарушение. Если по окончании времени кто-то так и не получил мяч – также это является нарушением.
Вопросы для обсуждения после игры:
Испытывали ли вы волнение, играя на время; почему?
Как вам удалось выполнить задание; была ли у вас стратегия; какая? (если выполнили)
Почему задание не выполнено; чего не хватило? (если не выполнили)
Определился ли лидер в вашей команде; помогло это или помешало; почему?
Были ли конфликты в команде; почему?
Время проведения: 5-10 минут
5. Упражнение «Пять пальцев»
Ведущий: чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с выбранного пути. Для управления временем, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля- так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат.
Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?
Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целях и планах (безымянный)?
Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?
Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким, какой вы есть (указательный)?
Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание предоставленного материала (большой)?
Подведение итогов.