+375 33 567 38 48
пер. Коммунистический, 11
school2mogilev@lenobr.by
Организация работы профильных классов
педагогической направленности
Гомонова Елена Михайловна,
заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 2 г.Могилева
В условиях современных жизненных реалий общество диктует новые требования. Самой динамичной профессией, которая живет и развивается вместе с человеком от момента его рождения, является профессия педагога. Первым учителем является семья, потом включается школа, а получив образование большинство стремиться к некому идеалу человека и профессионала. На каждом из жизненных этапов зачастую с нами рядом есть педагог – мама, любимый учитель, который повлиял на выбор профессии, начальник, друг. Педагог как профессионал и как призвание всегда будет важен, он всегда будет задавать вектор нравственного развития.
В своем выступлении хочу поделиться опытом организации работы в педагогическом профиле. Подготовка будущих педагогов, формирование гражданственности и ответственного отношения к профессии начинается в семье и продолжается в процессе обучения в школе.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Эти слова историка Василия Ключевского, профессора Московского университета, подводят к мысли, что
Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.
Учитель – это прежде всего призвание. Государство делает многое, чтобы как можно раньше молодые люди смогли определить в себе способности, склонности и мотивацию стать педагогом. Вот почему открываются профильные классы педагогической направленности. Старшеклассники, изучая факультативный курс "Введение в педагогическую профессию" могут понять для себя несколько важных моментов, во-первых, они будут знать, какие требования предъявляются к учителю, какими личностными качествами он должен обладать. И с другой стороны, там есть два психологических модуля, которые помогут ребятам проверить себя, задать себе вопрос: "Обладаю ли я такими качествами, смогу ли я быть учителем? И самое главное – хочу ли я им быть, есть ли у меня интерес и любовь к этой работе".
Исходя из этого можно определить следующие задачи при организации профильной подготовки педагогической направленности:
Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся сегодня особенно актуальны для руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Каждый шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Организация работы профильного класса педагогической направленности осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:
Среди учащихся IX классов и их законных представителей (в январе, феврале и апреле) проводится анкетирование, изучаются запросы и возможности всех участников образовательного процесса с целью выявления готовности к изучению предметов на повышенном уровне. Мы даем информацию к размышлению. По итогам анкетирования (опроса), диагностических исследований проводятся индивидуальные и групповые консультации с учащимися по выбору профиля обучения и их дальнейшему профессиональному самоопределению. Исходя из полученных данных и на основании заявлений законных представителей, учащихся формируются профильные классы и группы.
Учащиеся, зачисленные в профильные классы педагогической направленности, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне (это традиционно: физика, математика, химия, биология, английский язык, обществоведение).
Кадровое обеспечение в нашем учреждении отличается высоким уровнем квалификации педагогов, которые работают в классах с повышенным уровнем изучения отдельных предметов – у всех высшая категория. В рамках методической работы – осуществляется постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации допрофильной подготовки и профильного обучения.
На протяжении двух лет учащиеся осваивают программу обязательного факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», которое даёт возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогу – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности. Привить любовь к профессии педагога может только учитель с большой буквы, творческий и мудрый, в нашей школе – это Дудкина Е.Н., учитель высшей квалификационной категории.
Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных мероприятиях, концертах, проводят уроки, классные и информационные часы, участвуют в предметных неделях, где готовят выступления в начальных классах. И им очень нравится выступать в роли учителя.
Учащиеся педкласса принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, являются активными участниками волонтерского движения. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.
В 2019 году был первый выпуск класса с педагогической направленностью.
Сведения о поступлении на педагогические специальности выпускников классов (групп) педагогической направленности
год |
кол-во выпускников |
поступили на педспециальности |
процент поступления на педспециальности |
2019 |
12 |
5 |
42% |
2020 |
7 |
3 |
43% |
2021 |
10 |
5 |
50% |
2022 |
Не было выбрано направление |
|
|
В стенах нашей школы с 2019 года в рамках профориентации открыт педагогический профиль, в котором учителя нашей школы на протяжении всего процесса обучения не только учат азам профессии, но и учат любить и понимать детей. Наше учреждение образования активно взаимодействуют с учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования по вопросам профориентационной работы. Заключен договор о сотрудничестве с МГУ им. А.А.Кулешова», в соответствии с которым организованы посещения Дней открытых дверей, различные тематические мероприятия, тренинги, профориентационные конкурсы и мероприятия. Некоторые учащиеся выпускных классов посещают курсы по подготовке к централизованному тестированию на базе этого высшего учебного заведения. В целях совершенствования профориентационной работы школа включена в состав регионального кластера непрерывного педагогического образования на базе МГУ им. А.А.Кулешова (договор от 17.01.2016 № 19291).
Выпускников XI класса с педагогической направленностью в этом учебном году – 9 учащихся.
Одним из факторов, который осложняет выбор будущей профессии педагога является ограничение перечня педагогических специальностей, из которого в 2018 году, накануне поступления были исключены порядка 20 % востребованных выпускниками специальностей (психология, инклюзивное образование, специальности исторического факультета, логопедия, изо и музыкальное искусство, изо и компьютерная графика). Исключены специальности, которые так близки по профилю для нашего учреждения.
Также остро встает вопрос с обязательной отработкой 5 лет после получения диплома. Наши выпускники, имея высокие показатели на ЦТ, идут в педвуз по конкурсу.
Вместе с тем, я считаю, что системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии.
Потому что учитель – это профессия вечная. Как бы не менялось общество, как бы далеко ни уходило в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется. В будущем исчезнут некоторые профессии, но учителя будут всегда.