Профильное обучение

Организация работы профильных классов

педагогической направленности

 

Гомонова Елена Михайловна,

         заместитель директора по учебной работе

 государственного учреждения образования

 «Средняя школа № 2 г.Могилева

 

В условиях современных жизненных реалий общество диктует новые требования. Самой динамичной профессией, которая живет и развивается вместе с человеком от момента его рождения, является профессия педагога. Первым учителем является семья, потом включается школа, а получив образование большинство стремиться к некому идеалу человека и профессионала. На каждом из жизненных этапов зачастую с нами рядом есть педагог – мама, любимый учитель, который повлиял на выбор профессии, начальник, друг. Педагог как профессионал и как призвание всегда будет важен, он всегда будет задавать вектор нравственного развития.

В своем выступлении хочу поделиться опытом организации работы в педагогическом профиле. Подготовка будущих педагогов, формирование гражданственности и ответственного отношения к профессии начинается в семье и продолжается в процессе обучения в школе.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

                                           

Эти слова историка Василия Ключевского, профессора Московского университета, подводят к мысли, что

Цель профильной подготовки педагогической направленности – это осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Учитель – это прежде всего призвание. Государство делает многое, чтобы как можно раньше молодые люди смогли определить в себе способности, склонности и мотивацию стать педагогом. Вот почему открываются профильные классы педагогической направленности. Старшеклассники, изучая факультативный курс "Введение в педагогическую профессию" могут понять для себя несколько важных моментов, во-первых, они будут знать, какие требования предъявляются к учителю, какими личностными качествами он должен обладать. И с другой стороны, там есть два психологических модуля, которые помогут ребятам проверить себя, задать себе вопрос: "Обладаю ли я такими качествами, смогу ли я быть учителем? И самое главное – хочу ли я им быть, есть ли у меня интерес и любовь к этой работе".

 

Исходя из этого можно определить следующие задачи при организации профильной подготовки педагогической направленности:

  • сформировать представление о педагогической деятельности;
  • проанализировать требования к профессиональной педагогической деятельности;
  • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
  • развивать умения педагогического общения, способность работать в команде;
  • мотивировать обучающихся на развитие своих способностей;
  • определить профессионально значимые качества личности педагога.

Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся сегодня особенно актуальны для руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Каждый шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Организация работы профильного класса педагогической направленности осуществляется поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся 9 классов. А именно:

  • ведется информационная работа с родителями учащихся 9 классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога;

Среди учащихся IX классов и их законных представителей (в январе, феврале и  апреле) проводится анкетирование, изучаются запросы и возможности всех участников образовательного процесса с целью выявления готовности к изучению предметов на повышенном уровне. Мы даем информацию к размышлению. По итогам анкетирования (опроса), диагностических исследований проводятся индивидуальные и групповые консультации с учащимися по выбору профиля обучения и их дальнейшему профессиональному самоопределению. Исходя из полученных данных и на основании заявлений законных представителей, учащихся формируются профильные классы и группы.

  • проводится профориентационная работа с учащимися 9 классов;
  • организуется проведение факультативных занятий по учебным предметам, к изучению которых учащиеся проявляют интерес, тематического факультативного занятия «Мое профессиональное будущее»;
  • проводятся тематические занятия («Требования профессии к человеку», «Самореализация»), тренинги, профориентационные конкурсы;
  • организуются экскурсии на предприятия, организации и учреждения города, посещения Дней открытых дверей различных ВУЗов и ССУЗов региона и др.;
  • проводится компьютерная диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся 9 классов;
  • осуществляется мониторинг качества знаний учащихся 9 классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании;

Учащиеся, зачисленные в профильные классы педагогической направленности, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне (это традиционно: физика, математика, химия, биология, английский язык, обществоведение).

Кадровое обеспечение в нашем учреждении отличается высоким уровнем квалификации педагогов, которые работают в классах с повышенным уровнем изучения отдельных предметов – у всех высшая категория. В рамках методической работы – осуществляется постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации допрофильной подготовки и профильного обучения.

На протяжении двух лет учащиеся осваивают программу обязательного факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», которое даёт возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогу – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности. Привить любовь к профессии педагога может только учитель с большой буквы, творческий и мудрый, в нашей школе – это Дудкина Е.Н., учитель высшей квалификационной категории.

 

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных мероприятиях, концертах, проводят уроки, классные и информационные часы, участвуют в предметных неделях, где готовят выступления в начальных классах. И им очень нравится выступать в роли учителя.

Учащиеся педкласса принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, являются активными участниками волонтерского движения. С выпускниками 11 класса, планирующими поступать на педагогические специальности, ведется работа по составлению индивидуальных портфолио «Я – педагог», которые нужны для собеседования при поступлении в учреждения высшего образования. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности. Выпускникам педагогических классов предоставляется льгота при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

В 2019 году был первый выпуск класса с педагогической направленностью.

Сведения о поступлении на педагогические специальности выпускников классов (групп) педагогической направленности

год

кол-во выпускников

поступили на педспециальности

процент поступления на педспециальности

2019

12

5

42%

2020

7

3

43%

2021

10

5

50%

2022

Не было выбрано направление

 

 

В стенах нашей школы с 2019 года в рамках профориентации открыт педагогический профиль, в котором учителя нашей школы на протяжении всего процесса обучения не только учат азам профессии, но и учат любить и понимать детей. Наше учреждение образования активно взаимодействуют с учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования по вопросам профориентационной работы. Заключен договор о сотрудничестве с МГУ им. А.А.Кулешова», в соответствии с которым организованы посещения Дней открытых дверей, различные тематические мероприятия, тренинги, профориентационные конкурсы и мероприятия. Некоторые учащиеся выпускных классов посещают курсы по подготовке к централизованному тестированию на базе этого высшего учебного заведения. В целях совершенствования профориентационной работы школа включена в состав регионального кластера непрерывного педагогического образования на базе МГУ им. А.А.Кулешова (договор от 17.01.2016 № 19291).

Выпускников XI класса с педагогической направленностью в этом учебном году – 9 учащихся.

Одним из факторов, который осложняет выбор будущей профессии педагога является ограничение перечня педагогических специальностей, из которого в 2018 году, накануне поступления были исключены порядка 20 % востребованных выпускниками специальностей (психология, инклюзивное образование, специальности исторического факультета, логопедия, изо и музыкальное искусство, изо и компьютерная графика). Исключены специальности, которые так близки по профилю для нашего учреждения.

Также остро встает вопрос с обязательной отработкой 5 лет после получения диплома. Наши выпускники, имея высокие показатели на ЦТ, идут в педвуз по конкурсу.

         Вместе с тем, я считаю, что системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности будет способствовать тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии.

Потому что учитель – это профессия вечная. Как бы не менялось общество, как бы далеко ни уходило в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется. В будущем исчезнут некоторые профессии, но учителя будут всегда.

 

Имя *
Эл. почта *
Сообщение *