следующим критериям:
исследовательский характер работы;
актуальность исследования;
строгость обоснований;
самостоятельность исследований (личный вклад учащегося);
компетентность и логичность изложения материала;
научная или практическая значимость исследования;
соответствие результатов исходным идеям и гипотезам.
РАБОТА СЕКЦИИ КОНКУРСА
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РАБОТЫ
Городской конкурс
работ исследовательского характера (конференция) учащихся
по учебному предмету
«ГЕОГРАФИЯ»
МЕДИАПРОСТРАНСТВО «ИНФОГЕОГРАФИЯ»
Автор:
Петров Дмитрий Михайлович,
учащийся X класса
Могилев, 2023
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
Работа должна включать следующим обязательные разделы:
титульный лист с указанием учебного предмета, темы исследования (названия работы), Ф.И.О. автора (авторов), класса, учреждения образования, Ф.И.О., должности руководителя работы, места и года написания работы.
оглавление, включающее название структурных частей с указанием нумерации соответствующих страниц арабскими цифрами;
введение, в котором обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, формулируются цель, задачи, исходные идеи и гипотезы (на усмотрение автора), объект и предмет исследования, делается краткий обзор известных данных и литературы;
основная часть, в которой в зависимости от специфики предмета и темы исследования описываются методы исследования, идеи и методы доказательств, использованные технологии, оборудование, приборы и материалы, экспериментальные данные, результаты практического исследования. Каждый раздел (главу) необходимо заканчивать краткими выводами;
заключение, в котором кратко формулируются основные результаты, полученные в ходе исследования, а также проводится их анализ на соответствие исходным идеям и гипотезам, делаются общие выводы, включаются данные о степени новизны полученных результатов, возможной теоретической и/или практической значимости;
список использованных источников (книги, монографии, журналы, газетные статьи, адреса сайтов и т.д.). Сведения об использованных источниках следует располагать в порядке их цитирования, нумеровать арабскими цифрами, печатать с абзацного отступа. В тексте ссылки на использованные источники обязательны;
приложения (дополнительные тексты, таблицы, графики, карты, фотографии и т.п.) оформляются на отдельных листах с заголовком в правом верхнем углу, размещаются после списка используемых источников со сквозной нумерацией страниц всего текста работы.
Работа исследовательского характера оформляется в формате Word (doc или docx), шрифт – размер – 14 pt; межстрочный интервал – 1, поля сверху и снизу 2 см, слева 3 см, справа 1 см, абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание – по ширине; нумерация страниц снизу посредине листа.
Объем работы, как правило, не должен превышать 20-25 страниц
формата А-4 (без приложений); приложения могут занимать до 10 страниц.
Каждый структурный элемент исследования (ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) должен начинаться с новой страницы; заголовки структурных элементов располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами;
заголовки разделов, подразделов и пунктов – с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая; в конце заглавий точка не ставится; если заглавие состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой (точками);
в тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую - номер страницы (страниц), например: [43, с.91];
нумерация разделов, подразделов (пунктов), рисунков, таблиц, схем приводятся арабскими цифрами без знака №;
разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа; подразделы имеют нумерацию в рамках каждого раздела, при этом номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой, например: «1.2» - второй подраздел первого раздела; в конце номера точка не ставится (например: 2.2 Художественный мир А.Тарковского);
иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы;
пояснительные данные должны помещаться под иллюстрацией, на следующей строке – слово «Рисунок», номер (состоит из номера раздела и порядкового номера схемы) и наименование иллюстрации; номер от наименования отделяется знаком тире, например: Рисунок 1.2 – Схема модернизма и его течений (где 1.2 — вторая схема в первом разделе); точка в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставится;
таблицы должны иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире, например: Таблица 2.3 – Литературные организации 20-30-х г.г. XX века (где 2.3 - третья таблица во втором разделе); заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа;
приложения обозначаются заглавными буквами русского или белорусского алфавита, начиная с А., например:
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
СЛОВАРЬ ПОСЛОВИЦ О ЗИМЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(в конце названия точка не ставится).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Приведем возможный вариант требований к презентации.
Презентация создается обычно в программе MS PowerPoint.
Слайды не должны быть перегружены информацией. По возможности максимально используется верхняя часть слайда.
Минимальный размер текста для презентации на мониторе или проекторе – не менее 22-24 пт. Лучше использовать шрифты без засечек, например, Arial, Verdana, применять полуторный межстрочный интервал.
Для смыслового выделения текста можно использовать цвет или полужирную интенсивность. Рекомендуется отказаться от курсива.
При выборе фона важен контраст с текстом. Преимущество отдается темному тексту на светлом фоне. Не рекомендуется использовать фоны с активным рисунком.
Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Обычно в слайде может быть от 20 до 40 слов, разумный максимум – 80 слов.
Заголовки должны быть короткими. Точка в конце заголовка не ставится.
Анимация не должна быть слишком активной, ее применение должно сводиться к минимуму. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, спираль, побуквенное появление текста и т.д.
Презентация может включать фрагменты медиапродуктов (фильм, аудиозаписи и т.д.).
Примерная структура презентации:
название доклада, Ф.И.О. автора(-ов) (возможно размещение фото автора, фото объекта исследования);
цели и задачи работы (возможно размещение фото объекта исследования);
блок-схема выполнения работы (возможный вариант: гипотеза (на усмотрение автора) – методика – эксперимент – полученные данные – обработка – анализ – выводы);
демонстрация хода исследования (возможно размещение фото, демонстрирующих выполнение автором (коллективом) разных этапов исследования);
демонстрация объектов исследования (фото образцов, объектов исследования и т.п.);
полученные данные в табличной или иной форме;
выводы;
благодарности руководителю и помощникам, оценка их вклада;
завершающий слайд с контактной информацией об авторе (-ах).