+375 33 567 38 48
пер. Коммунистический, 11
school2mogilev@lenobr.by
Современный учебное занятие в образовательном учреждении - это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование - это собственно и есть развитие человека.
Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность (а не имитация последней), где функция п учителя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения детей, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества. Общие педагогические требования состоят в следующем:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
План учебного занятия (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый учителем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания программы учебной дисциплины. Учитель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.
Особых требований к составлению технологической карты нет, поэтому каждый учитель может использовать собственную форму оформления плана, но наличие таких компонентов плана, как тема, цели и задачи, тип занятия, оснащение, этапы, указание временных рамок, методы и средства обучения, обязательно.
Структура уроков основных типов
Урок ознакомления с новым материалом |
Организационный момент. |
Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности. |
|
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. |
|
Ознакомление с новым материалом. |
|
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. |
|
Постановка задания на дом. |
|
Подведение итогов урока. |
|
Урок закрепления знаний, умений и практического опыта |
Организационный момент. |
Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала. |
|
Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. |
|
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. |
|
Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений. |
|
Постановка задания на дом. |
|
Подведение итогов урока. |
|
Урок применения знаний и умений |
Организационный момент. |
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока. |
|
Проверка домашнего задания. |
|
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. |
|
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. |
|
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. |
|
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
|
Урок обобщения и систематизац ии знаний
|
Организационный момент. |
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
Воспроизведение и коррекция опорных знании. |
|
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. |
|
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и |
|
выполнения практических заданий. |
|
Усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний. |
|
Подведение итогов урока. |
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Организационный момент. |
Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. |
|
Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. |
|
Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. |
|
Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях. |
|
Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. |
|
Подведение итогов. |
|
Комбинированный урок
|
Организационный момент. |
Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач. |
|
Проверка домашнего задания. |
|
Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. |
|
Изложение нового материала. |
|
Работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике. |
|
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Отличия традиционного урока от развивающего
Признаки |
Традиционный урок |
Развивающий урок |
Цели
|
Формирование знаний, умений, навыков.
|
Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков. |
Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью
|
Предметно-ориентированная позиция. Преобладают функции: информатора и контролера. Стиль авторитарно- директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не культивируется |
Ориентирован на личность учащегося. Преобладает стимулирующая функция. Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащихся.
|
Профессиональная установка педагога
|
Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность.
|
Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися.
|
Методы
|
Информационно иллюстративные, репродуктивные |
Методы активного обуче- ния: проблемного изложения, проблемные, исследовательские, рефлексивные. |
Характер организации учебной деятельности
|
Деятельность строится по схеме: “знания - деятельность”. Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт. |
Деятельность строится по схеаме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание”. На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания. Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся, они принимают учебные задачи, а следовательно |
|
|||
Формы учебных взаимодействия и отношений
|
Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам. За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных отношений. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения.
|
осознанно включаются в познавательную деятельность.
Задания носят личностно или социально значимый смысл. Цели и задачи разрабатываются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Учащиеся находятся в активной позиции. Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника. Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью. |
|
|||
Контроль оценка |
и |
Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью. Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки учителя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла. Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг. Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату. Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой. |
Преобладает взаимо- и самоконтроль. Преобладает взаимо- и самооценка в группах. Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет. Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа. Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений. Эмоциональный фон контроля позитивный.
|
|||