Уроки

И.В. Шилько, учитель математики высшей категории

ГУО «Средняя школа №2 г. Могилёва»

 

Интегрированный урок математики и географии «Сложение и вычитание рациональных чисел. Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности»

 

Урок был проведён в 6 классе ГУО «Средняя школа №2 г. Могилёва» в рамках работы над темой самообразования «Межпредметные связи как средство повышения математической грамотности учащихся».

На уроке были созданы условия для самореализации учащихся. Согласно программы по учебному предмету «Математика», ожидаемыми результатами освоения содержания учебного предмета в метапредметной области являются: первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других учебных предметах, реальной жизни; развитие универсальных учебных действий (регулятивных, учебно-познавательных, коммуникативных) средствами математики [1]. В основе данного урока лежит применение межпредметных связей.

Данный урок может быть проведён как одним учителем математики, так и в сотрудничестве с учителем географии.  

Класс: 6

Тема: Сложение и вычитание рациональных чисел. Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности

Применяемые формы обучения: фронтальная, групповая, парная

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся повторят правила сложения и вычитания рациональных чисел, понятия температуры, амплитуды температур, средней температуры; успешно выполнят практическую работу «Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности»

Задачи личностного развития учащихся:

  1. содействовать умению видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других учебных предметах;
  2. создать условия для формирования умений работать в команде;
  3. содействовать развитию памяти, грамотной речи, логического мышления;
  4. способствовать развитию самостоятельности, ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: мультимедийная установка, инструкция для учащихся по выполнению практической работы «Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности», дневник погоды для школьников.

Ход урока

I. Организационно – мотивационный этап (до 3 мин)

Цель этапа: психологическая и познавательная готовность учащихся к уроку.

Задачи этапа: организовать и подготовить учащихся к работе; создать условия для вовлечения учащихся в определение темы и целей урока; произвести коррекцию пробелов в знаниях учащихся.

  1. 1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза! Пожелайте себе хорошего настроения, отличных отметок, удачного дня. Мысленно пошлите улыбку своим родителям, даже если вы сегодня поссорились. Они вас так любят! Пожелайте удачного урока мне. Спасибо! Раскройте глаза! Садитесь!

Откройте тетради. Запишите, пожалуйста, дату.

  1. 2. Объявление темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Сложение и вычитание рациональных чисел». У нас последний урок по теме. Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

- Повторить правила сложения и вычитания рациональных чисел.

- Решить практические задания по теме.

Мы сегодня не просто будем решать примеры, а применим знания при   выполнении практической работы «Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности».

II. Операционно-познавательный этап (до 38 мин)

Цель этапа: осознанное и правильное понимание содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Задачи этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по совершенствованию навыков решения задач по данной теме; создать ситуацию взаимодействия.

  1. 1. Фронтальная работа с классом
  2. 1.1. Повторение правил по математике

Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу, нужно повторить правила.

1. Дайте определение модуля числа.

2. Как выполнить сложение чисел с разными знаками?

3. Как выполнить сложение двух отрицательных чисел?

4. Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел.

5. Как найти среднее арифметическое чисел?

1.2. Ребус «Угадай слово»

Теорию вы знаете, а вот, как применяете правила, сейчас увидим. Я предлагаю вам расшифровать ребус, для чего необходимо устно решить примеры. Каждому ответу соответствует определённая буква зашифрованного слова. Ваша задача как можно быстрее разгадать это слово.

 

  1. 28+ (-8) =
  2. - 4,6+ 10, 6 =
  3. 9- (-5) =
  4. -12,6+(-4,4) =
  5. 1,3-7,3 =
  6. -6,3-11,7  =
  7. -38-(-138) =
  8. -9,2+29,2 =
  9. -1,3-19,7  =
  10. -3014 +4814  =
  1.  Найдите среднее арифметическое чисел 15; -99; 87.

 

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

20

6

14

17

6

18

1

20

21

18

1

Т

Е

М

П

Е

Р

А

Т

У

Р

А

Выполнив задание, учащиеся называют слово 

    1. 1.3.  Повторение географических понятий
  1. Что такое погода?
  2. Что такое температура?
  3. Какие атмосферные осадки вы знаете?
  4. Приборы для измерения температуры? Давления?
  5. Что такое максимальная и минимальная температуры?
  6. Что такое амплитуда температур?
  7. Что такое средняя температура?                                                                                                                                2. Практическая работа «Обработка результатов наблюдений за погодой. Наблюдения за погодой своей местности» [2]

Класс делится на 3 группы.

Задания для групп

  1. На основании данных вашего дневника погоды составьте описание погоды за январь 2022 года, предварительно обработав имеющиеся метеорологические данные.
  2. На основании данных дневника погоды для учащихся [3] за январь 2022 года для г. Могилёва составьте описание дневной погоды, предварительно обработав имеющиеся метеорологические данные.
  3. На основании данных дневника погоды для учащихся за январь 2022 года для г.Могилёва составьте описание ночной погоды, предварительно обработав имеющиеся метеорологические данные.                                                                                                                                                                                            3. Минутка творчества

Работа в парах.

На основании данных дневника погоды определите повторяемость ветров и постройте розу ветров.

III. Этап рефлексии и самооценки учебной деятельности (4 мин)

Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха; осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Задачи этапа: создать условия для самоконтроля, самооценки деятельности учащихся, выяснить степень достижения учащимися целей урока; проинформировать учащихся о содержании домашнего задания.

  1. 1. Обсуждение результатов урока, анализ возникших трудностей и способов их преодоления.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие задачи ставили на урок?

- Что получилось?

- Над чем нужно поработать?

  1. 2. Объявление домашнего задания

    3. Интерактивный метод «Цепочка»

Учащиеся по цепочке характеризуют урок одним словом. Учитель благодарит учащихся за урок.

Использованные источники

  1. Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.
  2. Учебная программа по учебному предмету «География» для VІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.
  3. Дневник погоды для школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.gismeteo.ru/diary/4251/2022/1/.  Дата доступа: 10.02.2022 г.

 

 

Приложение 1

Инструкция для учащихся по описанию погоды

1)       Изучите данные дневника погоды.

2)       Постройте график хода температур по предложенным данным.

3)       Вычислите среднюю температуру.

4)       Найдите максимальную и минимальную температуры.

5)       Рассчитайте амплитуду температур.

 

Имя *
Эл. почта *
Сообщение *