Уроки

Учитель: Яковлева Е.В.

Класс: 9

Тема. Мышцы

Цель. Ознакомление учащихся со строением, функциями и регуляцией сокращения мышц.

Задачи. Сформировать представления об особенностях строения мышц, их функциях и работе; продолжить

              формирование знаний об опорно-двигательной системе.

              Развивать общеучебные умения и навыки, способствовать формированию у учащихся целостного 

              представления о строении организма человека.

              Способствовать формированию у учащихся навыков здорового образа жизни; рефлексивные навыки.

Методы обучения. Наглядно-образные; словесные; методы контроля и взаимоконтроля; практические.

Тип урока. Урок формирования новых знаний.

Оборудование. Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Биология», Борисов О.Л.., Антипенко А.А., Рогожников О.Н. - Минск: «Народная асвета», 2018;  раздаточный материал (карточки-задания, тесты, мнемоническая схема); ТСО; опорная схема.

 

Ход учебного занятия

 

Элемент этапа

 

 

Планируемый результат

 

Задачи этапа

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Средства обучения/

формы организации деятельности

Организационный

 

 

 

 

 

 

Учащиеся настроены на сотрудничество, готовы быстро включиться  в деловой ритм урока.

Психологически подготовить учащихся к успешной работе на протяжении всего занятия

 

Приветствует учащихся, организует их

внимание, психологически настраивает на взаимодействие

Организуются, настраиваются на работу.

 

 

Беседа \ фронтальная

 

 

 

 

Мотивацион

ный

 

 

 

 

Учащиеся готовы к получению

новых знаний, у них присутствует заинтересованность в работе.

 

Обеспечить ориентацию

учащихся на постановку задач собственной работы на уроке

 

Используя видеоролик,

предлагает учащимся самостоятельно определить тему и задачи урока

Отвечают на вопросы

учителя, определяют тему урока и задачи собственной работы на уроке.  

Анимация /

Фронтальная.

Постановка проблемного вопроса.

 

 

Ознакомление с новым материалом

Учащиеся  овладели необходимым для успешного усвоения изучаемой темы объемом знаний и готовы к их закреплению

Дать учащимся информацию о строении, классификации и работе мышц

Через применение различных форм и методов работы создает индивидуальную ситуацию успеха для учащихся

Выполняют задания учителя в соответ ствии с полученной от него инструкцией

 

1.

Учащиеся знают определение и этимологию слова «мышца»

Сформировать представление об этимологии слова «мышца», дать определение термина.

Вводит необходимые определения-термины, создает проблемную ситуацию

Внимательно слушают учителя, осознают значимость учебной информации

Анимация \  фронтальная.

Беседа.

2.

Учащиеся свободно актуализируют имеющиеся знания, дополняют их новой информацией

Выявить первичные знания учащихся о строении мышц

Раздает карточки-задания для работы, объясняет принцип работы по методу «Инсерт».

При помощи анимационного опорного конспекта выявляет уровень усвоения учебной информации

Выполняют задание, отмечая знаками уже известную и новую для них информацию.

Следят за рассказом учителя по ходу демонстрации анимационного опорного конспекта, комментируют его в обратном порядке

Метод «Инсерт» \ индивидуальная

 

 

Работа с анимационным опорным конспектом  «От общего к частному» и в обратном порядке

3.

Учащиеся знают основные типы мышц

Сформировать у учащихся представление о подходах к классификации мышц

Предлагает учащимся дополнить мнемонические схемы (пиктограммы)

Используя материал учебника, дополняют мнемонические схемы

Мнемонический прием «Пикторграмма» \ работа в парах с опорой на материал учебника

Физкультми-нутка

Учащиеся отдохнули и готовы к дальнейшей продуктивной работе

Снять статическую нагрузку

Показывает примеры выполнения движений в рамках физкультминутки

Выполняют движения вслед за учителем

Демонстрация \ индивидуальная

4.

Учащиеся понимают разницу между произвольным и непроизвольным сокращением мышц

Сформировать знания о различии произвольного и непроизвольного движения

Используя анимацию, поясняет различие между произвольным  и непроизвольным движением мышц

Следят за рассказом учителя, отвечают на поставленные вопросы, записывают в тетрадь необходимую информацию

Анимация \ фронтальная беседа. Работа с конспектом

5.

Учащиеся понимают разницу между динамической и статической работой мышц, способны выдвинуть гипотезу в рамках учебного эксперимента и доказать ее

Сформировать представление о разнице между динамической и статической работой мышц

Предлагает учащимся принять участие в учебном эксперименте и организует его. В рамках эксперимента создает условия для реализации творческой инициативы учащихся

Воспринимают задание, осмысливают условия учебного эксперимента и выполнят его. Выдвигают гипотезы и осуществляют самоконтроль. Создают доказательную базу для подтверждения или опровержения ранее выдвинутой гипотезы

Учебный эксперимент \ фронтальная, индивидуальная

6.

Учащиеся  имеют четкие представления о строении и возможной классификации мышц, о работе мышц и значении физических нагрузок для сохранения здоровья человека, развития мышечной системы

Выявить значение физической активности как решающего фактора в проблеме гиподинамии человека

Задает проблемный вопрос и предлагает учащимся раскрыть его.

Мотивирует учащихся к принятию основ здорового образа жизни

Предлагают смысловую трактовку выражения на слайде, обосновывают необходимость физической нагрузки в жизни каждого человека

Анимация \ фронтальная. Беседа

Контроль и коррекция знаний

Учащиеся демонстрируют понимание ими изучаемой темы, уровень усвоения знаний в рамках темы урока

Выявить уровень усвоения учащимися знаний в рамках темы урока

Предлагает учащимся выполнить тест, инструктирует учащихся по правилам работы с тестом на соответствие

Выполняют тест в соответствии с полученной инструкцией

Тест на соответствие \ индивидуалльная

Домашнее задание

Учащиеся осознают значимость необходимости выполнения ими домашнего задания

Инструктировать учащихся по объему и наполненности домашнего задания

Предлагает учащимся самостоятельно устранить пробелы в полученных на уроке знаниях путем выполнения домашнего задания

Записываю домашнее задание. При необходимости задают вопросы учителю.

Инструктирование \ фронтальная

Рефлексия

Учащиеся способны к рефлексированию (в первую очередь эмоциональному)

Инструктировать учащихся по форме и способу рефлексии

Предлагает учащимся способ и форму рефлексии, принимает участие в рефлексии

Принимают участие в рефлексии

Индивидуальная

 

 

ПАМЯТКА

1.       Регулярные физические упражнения способствуют правильному развитию скелета и мышц. (Скелет устойчив к травмам, не развиваются плоскостопие и сколиоз). Формируется правильная осанка.

2.       При росте мышечной массы на костях появляются гребни, шероховатости в местах прикрепления сухожилий, что повышает прочность кости.

3.       Улучшение крово- и лимфообращения при двигательной активности приводит к повышению интенсивности обмена веществ организма, синтезу белков, увеличению мышечной массы (количества миофибрилл) и силы мышц.

4.       Повышается работоспособность и выносливость организма.

5.       Способствуют развитию сердечно-сосудистой системы, что ведет к улучшению питания мышц и других органов.

6.       Постоянная длительная активность способствует увеличению продолжительности жизни.

7.       Наиболее интенсивный рост мышечной массы приходится на 14-16-летний возраст в связи с этим в данный период необходимы полноценное питание и физические нагрузки, соответствующие возрасту. При отсутствии достаточной физической подготовки нельзя подвергать организм большим физическим нагрузкам (то есть необходимо учитывать свои возможности)

8.       Алкоголь и никотин пагубно воздействуют на опорно-двигательную систему: ухудшают крово- и лимфообращение, снижают трофику скелетной мускулатуры, ведут к снижению работоспособности в целом.

 

План урока

Доброе утро! Рада вас приветствовать в стенах данного учреждения. Меня зовут…. Скажите, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке? Отлично, тогда начинаем. Внимание на экран.

Как вы думаете, какая взаимосвязь между элементами данного видеоряда. 

Мышцы, их строение, функции и регуляция сокращения. Работа мышц

Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Сложный орган, состоящий из поперечнополосатой мышечной ткани, кровеносных сосудов, нервов.

Этимология слова восходит к латинскому muscles – «маленькая мышь», а в нашем организме их насчитывается порядка шестисот, что составляет 40% общей массы тела.

В настоящее время самое активное движение происходит на просторах интернета ……..но а мышцы при этом не работают. Отсюда,  одна из глобальных проблем человечества –гиподинамия. Я уверена, что к концу нашего занятия вы предложите свой способ избежать гиподинамии, конечно же в рамках темы нашего урока.

Перед вами лежат карточки, опираясь на материал учебника с 78, самостоятельно сделайте пометки в них, + - знаю ….. – новое для меня. На эту работу вам отводится 2 минуты.

Что для вас было новым. Что знали.

Давайте обобщим. Скелетные мышцы состоят из совокупности мышечных волокон.  Сократительные элементы мышечного волокна – миофибриллы – органоиды специального назначения, которые представлены толстыми нитями белка миозина и тонкими актиновыми нитями.

Просмотр видео.

Мышцы не имеют клеточного строения!!

Таким образом устроена поперечно-полосатая скелетная мышца.

Для продуктивного движения вперед на данном этапе нам необходимы не только мышцы, но и ваши коммуникативные навыки. У вас на столах лежат мнемонические карточки. Они содержат пиктограммы при помощи которых зашифрована классификация мышц. Единой кл-ии м-ц не существует. Я предлагаю вам работать в парах и дополнить пиктограммы соответствующей классификацией мышц. Например, по форме: …….Верно выполнить задание вам поможет учебный материал с 78- 79.  на выполнение 3 + 1 минуты. Кто справится, сообщите мне о готовности поднятием руки.

Опрос в парах по классификации мышц

физкультминутка

Обратите внимание на анимацию. Опираясь на свои знания о работе нервной системы, проанализируйте фрагменты и сделайте вывод об особенностях работы мышц.

В первом случае мы наблюдаем непроизвольное сокращение мышц, а во втором – под контролем коры больших полушарий, т.е. произвольная работа мышц.

Т.о, выделяют два основных типа движения: произвольное (полностью зависит от нашего сознания, центры которых расположены в лобной доле коры), непроизвольное (центры которого расположены в спинном мозге, мозжечке и стволе г/м).

Мы рассмотрели строение мышц, их классификацию, изучили виды движений. А сейчас давайте узнаем, каким образом работают мышцы, для этого проведем небольшой эксперимент.

Я предлагаю выполнить два упражнения:

1. на вытянутой руке удержать вес в течение 20 секунд.

2. С тем же рюкзаком выполнить действие сгибание и разгибание.

Как вы думаете, что окажется сложнее: держать рюкзак на вытянутой руке или поднимать и опускать его несколько раз. Каковы ваши гипотезы?

Наблюдателям эксперимента прошу сосчитать до 20, а затем попросим испытуемых сменить вид деятельности. Какое действие совершать было сложнее? Как вы думаете, почему?

(в первом случае, это была статическая работа. В это время мышечные волокна находились в состоянии непрерывного напряжения, что привело к быстрому утомлению. Наряду с этим, мышцы сдавливают кровеносные сосуды, ухудшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами, происходит накопление в мышцах молочной кислоты и вызывает утомление, второй вид работы называется динамическим при этом происходит постоянное чередование двух фаз – сокращение и расслабление мышц, и мышечное утомление наступает медленнее).

Изучением динамических свойств мышц интересовались издревле. Русский анатом Лесгафт Петр Францевич разработал учение «О формообразующем значении физических нагрузок», установив, что физическими упражнениями можно изменять и развивать различные группы мышц. Теория шейпинга и бодибилдинга.

Как вы понимаете фразу «Каждый человек сам себе скульптор»?

Чему способствуют физические упражнения?

Динамическая работа позволяет избежать гиподинамии, о которой мы говорили в начале урока. Теперь, надеюсь, вы осознаете практическую значимость физкульт-минутки на уроке.

Хочу предложить вам памятку, которая, надеюсь, будет полезна для вас и позволит вам стать скульптором своего тела.

Выполнив небольшой тест. Он поможет нам проверить знания, и выявить направления работы при подготовке домашнего задания. Знания, в ходе урока помогут вам успешно преодолеть рубеж ЦТ. ДЗ 20

На выполнение теста 7 минут.

Урок подходит к завершению. Я хочу выразить свою благодарность за активную работу, доброжелательность и попрошу вас назвать то, что вам показалось самым значимым, самым ярким, самым запоминающимся сегодня на уроке. Давайте составим логическую цепочку.

 

Имя *
Эл. почта *
Сообщение *