ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кулешова Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов
государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г.Могилёва»
kuleshovatatyana67@gmail.com
Воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких белорусов – одна из задач, стоящих перед школой.
Почему же так важно быть патриотом?
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношение к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, учёных, педагогов. Патриотическая идея отражена в письменных и устных источниках.
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства.
В начальной школе мы вводим детей в мир белорусской культуры, содействуем принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. Уроки предмета «Человек и мир», литературы, игры, путешествия, викторины, факультативные занятия, КТД, уроки гражданской культуры, классные и информационные часы, экскурсионные поездки по городам Беларуси позволяют воспитывать в детях основы национального самосознания, чувство уважения к истории, культуре, традициям. На первой ступени обучения начинается формироваться осознание себя как члена общества и гражданина своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка.
Воспитание патриотических чувств начинается уже с первого урока, с которого начинается учебный год. Цель этих уроков – вызвать у обучающихся интерес к родной стране, дать элементарные представления о родном крае, его природе, о стране, в которой они живут, познакомить с понятиями «Родина», «Отечество», с символами государства, с известными людьми. При проведении таких уроков учителя начальных классов используют книгу “Беларусь – наша Радзіма”- подарок Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко первокласснику, в которой представлены красочные иллюстрации. При этом используются и возможности компьютерной техники- электронное приложение к книге, презентации.
Чтобы усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, используем прослушивание белорусских народных песен. На уроках белорусской литературы знакомимся устным народным творчеством, с обрядами и традициями белорусов. Разбор и обсуждение прочитанных книг помогает детям оценить поступки людей, знакомит их с понятиями “честность”, “справедливость”, “доброта” , “верная дружба”. С этой целью проводятся классные часы “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Настоящая дружба”, “Учимся дружить”, “Пусть сердце добрым будет”, “Дорогою добра”.
Патриотическое воспитание ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в школе, во дворе, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Младшие школьники знакомятся с профессиями своих родителей, рассказывают о них на классных и информационных часах, учатся уважать труд других людей, принимают посильное участие в наведении порядка в классе и дома. Узнают о службе своих отцов и дедов в армии, готовят подарки к Дню защитника Отечества.
С целью совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников Министерство образования Республики Беларусь рекомендовало введение курса «Моё Отечество» для учащихся 1- 4 классов. Программа занятий по курсу «Моё Отечество» направлена на целостное развитие личности ребёнка и предполагает становление его отношения к Родине, к обществу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе.
Важным средством патриотического воспитания является экскурсионная деятельность. Организация экскурсий в школе расширяет знания учащихся об истории своего города, его историческом прошлом и настоящем, побуждает их интересоваться историей, литературой, архитектурой, помогает понять единство истории родного города с историей всей страны.
Чувство уважения к своему народу, а также к себе самому, знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом; приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков; внимательное непотребительское отношение к природе, ее ресурсам; умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?
Литература:
1.Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»
2.Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодёжью // Пазашкольнае выхаванне.-2003.-№8
3.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 г.г. (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кулешова Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов
государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г.Могилёва»
kuleshovatatyana67@gmail.com
Воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких белорусов – одна из задач, стоящих перед школой.
Почему же так важно быть патриотом?
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношение к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, учёных, педагогов. Патриотическая идея отражена в письменных и устных источниках.
Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства.
В начальной школе мы вводим детей в мир белорусской культуры, содействуем принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. Уроки предмета «Человек и мир», литературы, игры, путешествия, викторины, факультативные занятия, КТД, уроки гражданской культуры, классные и информационные часы, экскурсионные поездки по городам Беларуси позволяют воспитывать в детях основы национального самосознания, чувство уважения к истории, культуре, традициям. На первой ступени обучения начинается формироваться осознание себя как члена общества и гражданина своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка.
Воспитание патриотических чувств начинается уже с первого урока, с которого начинается учебный год. Цель этих уроков – вызвать у обучающихся интерес к родной стране, дать элементарные представления о родном крае, его природе, о стране, в которой они живут, познакомить с понятиями «Родина», «Отечество», с символами государства, с известными людьми. При проведении таких уроков учителя начальных классов используют книгу “Беларусь – наша Радзіма”- подарок Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко первокласснику, в которой представлены красочные иллюстрации. При этом используются и возможности компьютерной техники- электронное приложение к книге, презентации.
Чтобы усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, используем прослушивание белорусских народных песен. На уроках белорусской литературы знакомимся устным народным творчеством, с обрядами и традициями белорусов. Разбор и обсуждение прочитанных книг помогает детям оценить поступки людей, знакомит их с понятиями “честность”, “справедливость”, “доброта” , “верная дружба”. С этой целью проводятся классные часы “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Настоящая дружба”, “Учимся дружить”, “Пусть сердце добрым будет”, “Дорогою добра”.
Патриотическое воспитание ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в школе, во дворе, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Младшие школьники знакомятся с профессиями своих родителей, рассказывают о них на классных и информационных часах, учатся уважать труд других людей, принимают посильное участие в наведении порядка в классе и дома. Узнают о службе своих отцов и дедов в армии, готовят подарки к Дню защитника Отечества.
С целью совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников Министерство образования Республики Беларусь рекомендовало введение курса «Моё Отечество» для учащихся 1- 4 классов. Программа занятий по курсу «Моё Отечество» направлена на целостное развитие личности ребёнка и предполагает становление его отношения к Родине, к обществу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе.
Важным средством патриотического воспитания является экскурсионная деятельность. Организация экскурсий в школе расширяет знания учащихся об истории своего города, его историческом прошлом и настоящем, побуждает их интересоваться историей, литературой, архитектурой, помогает понять единство истории родного города с историей всей страны.
Чувство уважения к своему народу, а также к себе самому, знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом; приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков; внимательное непотребительское отношение к природе, ее ресурсам; умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?
Литература:
1.Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»
2.Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодёжью // Пазашкольнае выхаванне.-2003.-№8
3.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 г.г. (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312)